Найти тему
Точка Сборки

71.6. Мышление. Три вида и один взгляд.

Статья не развлечений ради, а думанья для. Серьёзная и занудная.

Первоначальные рассуждения о мышлении

в разделе здесь ,

а также 71.1 - 71.5

Введение.

Восприятие мира и его отображение внутри нас определяется нашим взглядом. Куда смотрим, то и видим. Или что у нас есть внутри, на то и обращаем внимание.

Основа нашего восприятия или взаимодействия с миром - внимание.

Это тот инструмент который мы направляем в нужную нам сторону. По своему усмотрению, в соответствии с нашими внутренним образом*.  

*Внутренний образ - это наша совокупность знаний, пониманий, представлений, воображений, правил, убеждений. навыков, умений об окружающей нас действительности.

Это наше отношение самого себя к себе, людям, Богу

И так, внимание - это инструмент нашего ума, который гнездится в мозгу, внутри нас. Очень полезный инструмент, и пожалуй, самый основной. Первопричинный.

Он наш фонарик, который высвечивает из окружающей обстановки , то что нам нужно, то что понимаем. А что нам не нужно и не соответствует нашему образу он не высвечивает.

Для нас этого нет "ваабще".

То есть нас это не касается, ни видимо, ни мыслимо.

 И это фонарик куда его направим там и смотрим. И что мы там видим?

Рассмотрим первый вид нашего виденья.

Объектный

При таком взгляде, под наш взгляд, в зону нашего внимания, попадают объекты. Это люди, предметы. Это то, что мы выделяем для себя своим вниманием, определяем внутри себя, как отдельный элемент своего окружения. К примеру. Дома, дороги, магазины, машины, девушка, дядя, тетя, паб, пиво, колбаса. Мы так привыкли, нас так научили: обращать внимание на то, что мы видим, а видим мы эти самые обьекты. И наша мысль крутится вокруг них. Мы оперируем объектами. Все для нас является объектом, даже мысль. Это для нас некий тоже объект. Он обладает определённой степенью независимости и самостоятельностью.

 И наши все знания накапливаются в форме объектов, образов, представлений. Объектное мышление нужно нам для ориентации в пространстве и жизни. Ряд основных , базовых объектов служат нам некими эталонами.

С которыми мы сравниваем свое внутренне знание, делаем выводы и управляем своим поведением в окружающей обстановке. Для объектного мышления сформировались и критерии, на основе сравнения с эталоном : правильно - неправильно, хорошо-плохо. Это то, что либо соответствует тому что я знаю, либо нет. И делается вывод - это ошибочно, не правильно, это не полностью соответствует тому чего я знаю. Поэтому я принимаю это или не принимаю. Объектное мышление построено на основе манипуляций с объектами.

Второй вид мышления.

Функциональный. Системный. Когда наше внимание обращено не на сам объект , а на связи между ними. В своё время, когда - то давно, мозг стал понимать, что объекты в мире не существуют отдельно и независимо, они связаны между собой. Он стал обращать свое внимание на поиск этих связей между объектами, и стал их обнаруживать и выявлять.

При такой ориентации внимания - на связи и соотношения между объектами мозг стал мыслить системно.

Мир для него стал каким-то образом организовываться и казаться взаимосвязанным.

Как выяснилось в дальнейшем, сам объект по себе , как таковой, особой роли не играет. Оказалось, что важным является его соотношение с другими объектами. Это определяет смысл отдельного объекта и его необходимость и нужность в мире. От перемещения внимания с объекта на связь, стало уже не важно "что это" само по себе, а важно "как это" и "для чего". Какая функция у объекта, для чего он служит и что выполняет. Важно стало понимать зависимость одного от другого. В результате появилась осознание закономерности. По какому закону одно связано с другим. То есть акцент внимания переместился на соотношение между объектами, на связь между ними. И мышление пошло по пути манипуляции связями, функциям. Оно по эффективности выше и продуктивнее объектного мышления. Но этот вид мышления используют немногими человеками. Сейчас, все в основном, погружены в конкретное предметное, объектное мышление. Потому что парадигмой сейчас является - личная (объектная) независимость. Осознание своей индивидуальности и неприкосновенной личности как самоё себя, как независимой единицы, как объекта. .Большинство мыслят, конкретно и предметно. Так яснее. Однако, нужно сказать, что при обьектном мышлении от внимания ускользают связи и зависимости между объектами. В результате мы видим ограниченную (искажённую) картину мира (окружающей нас действительности).

В связи с такими соображениями целесообразней, для эффективности нашего мышления, обращать внимание не только на сами объекты, но и на связи, образуемые ими.

Третий вид мышления

Идейный. Кратко, потому что это сложно и долго об этом говорить. Если кому интересно, то может почитать труды тов. Платона и иже с ним. Там все очень подробно и заумно.

Ещё можно заглянуть на территорию индуистской философии и религии, брахманизма и буддизма, даосизма и аризма, Кабалы и Авестизма, и неизвестной эзотерики. Там все подробно рассказано о высоких материях, о строениях миров и существ невиданных, ужасных и прекрасных.

Какое представление понравится , такое можно и выбрать для себя. Они все хороши. Главное, при пользовании ими, направлять их на пользу человекам и самому себе, не во вред только.

 Кратко. Мышление идеями. Это когда наше внимание обращено не на объект, не на связь, а на идею, которая послужила причиной появления этой группы взаимосвязанных объектов. Эта идея и определяет появление всех отдельных частей ея. Она первоисточник и все связи исходят из неё. Прямая зависимость идеи (сути) и явления (объекта).

Сами же объекты распределяются в окружающей нас действительности по времени.

И оцениваются по критерию - время (было-стало). Отсюда делается вывод , то что слева - это причина , то что справа - следствие. Это по горизонтали.

 "А на самом деле" причина вверху, в идее . И чтобы хоть что-то понять, нужно танцевать сверху, от идеи. Тогда все отдельные объекты, будут взаимосвязаны и понятны.

Они будут независимы между собой и зависимы от идеи.
Они также будут зависимы между собой по времени и независимы между собой от идеи.

Подробней эту схему "зависимости-независимости" свободы и рабства можно посмотреть в "Праджапарамите", как пример. Или в других мудрых писаниях. К примеру в Библии, в Торе и прочих мудрых изданиях.

Подводим итог.

Для восприятия окружающей нас действительности и для размышления о ней есть 3 вида мышления. Не только размышления, но и эффективного в ней существования, для более менее правильного понимания своего местоположения.

Три вида мышления.

Или способа.

В основе которых, лежит Внимание. Внимание как базовый элемент Алфавита мышления. Куда направим внимание, на то и обратим внимание.

На 

1. Объект

2. Связь. Функцию.

3. Идею.

Примечание. Нужно сказать, что эту троицу можно определить как вид или как способ. Все зависит от человека. Есть конкретный человек, который биологически построен таким образом , что его мозг сконфигурирован и ориентирован только на объектный взгляд на мир. У другого преобладает функциональный взгляд. Третий настроен на идейное восприятие мира. Тут уж ничего не попишешь, такова природа каждого. Тогда об этом можно говорить как о виде мышления присущему каждому отдельному человеку.

А если человек сконфигурирован таким образом , что ему доступны все три взгляда на мир, то тогда можно определить это как способ воззрения на мир.

Вот такие виды и такие способы воззрения на мир. Используя их для себя , Вы расширяете свой кругозор, свое сознание и приобретаете новое виденье мира. 

Не просто объектное, как учили, а функционально- идейное как сейчас научились.

PS , Один очень важный момент. Почему 3 взгляда выделяем, как виды или способы мышления. Потому что это основа мышления каждого любого человека. Это подтверждается всей нашей деятельностью.

Пример.

Писатель.

Идея романа, сюжет, герои. Идея, функция, объекты. Иначе никак. Без идеи не будет стройного повествования. 

Сюжет это взаимосвязь, отношения между героями романа (объектами).

Писатель написал так - сверху (от идеи) - вниз (текст).

Теперь про читателя..

Он читает текст (снизу) последовательно. И если его внутренне внимание "заточено" только на героев (объекты), то он только и увидит как Герасим утопил Муму.

Если внимание обращено на взаимоотношение героев, на их связи, то читатель увидит жизнь Герасима в услужении тиранической дворянки.

Если внимание на идее, то он не смотря на весь текст и сюжет, обнаружит, что автор рассказал о любви. Увидит идею произведения.

Отсюда вывод.

Кто куда смотрит , тот то и увидит.

Кто на что смотрит , тот это и увидит.

Кто к чему внутренне расположен, тот и будет это искать во вне.

Суть этого механизма физически и биологически сконфигурирована у нас внутри, в сознании, и называется "Доминантой". Это не наши выдумки или фантазии , а реальная физическая конфигурация нашего тела. Наша внутренняя способность и умение - "фильтровать базар". Обращать внимание на то, что соответствует нашему образу, знаниям, представлениям, предпочтениям. Это для нас является источником для наших размышлений.

Внимание - объект - мысль.

Внимание - связь - мысль.

Внимание - идея - мысль.

О чем мы ранее с Вами размышляли.

О выборочном внимании дополнительно здесь

Напоминание.

Функция Доминанты - внимание. Домината "хранит" , обусловлена нашим внутренним образом .

Подробней о Доминанте здесь

PS. Мазок на холст картины.

Небольшое отступление и пояснение о видах мышления.

Язычники это тот, кто болтает языком. Тот у которого акцент на слове, на форме, а не на содержании. Это фарисеи формалисты. Это те для которых форма важнее. Акцент на форме. За ней они не видят ничего. Или может не хотят видеть специально, закрывая суть. Это тип объектного мышления. Когда сам объект и есть то что нужно. К примеру объектного мышления, языческого. Икона - источник чуда. Она совершает чудеса. По "настоящему, по сути", она всего лишь форма отображения реальности, но воспринимается как самостоятельная независимая часть (субстанция). Это такое свойство объектного мышления. Оно предполагает манипуляцию объектами для объяснения окружающей действительности.

"Идолопоклонники" - это такая ориентация сознания, или направленность внимания, или свойство, или привычка мыслить объектами, считать их самодостаточными, независимыми и сами по себе. А на "самом деле" все объекты (все в мире)! Зависимо. Функционально. Каждый объект выполняет свою функцию, а значит служит для чего-то или кого-то. Каждый объект кому-то нужен. Такую нужность иногда называют служением. По сути это зависимость, функциональная зависимость. И если мы обращаем внимание на эти зависимости , то мы начинаем думать. Функционально, то бишь, системно и у нас постепенно поясняется в голове. Мы от замкнутых форм переходим к сути явлений. От обращения внимания на замкнутые формы мы обращаем внимание на связи, суть явлений и постепенно продвигаемся к идейному мышлению.

Следующий уровень мышления после объектного - функциональный. Это когда форма осознаётся как взаимосвязанная часть с "целым".Когда внимание мыслящего обращено на связи между формой и содержание. Попытка осознания, что выпадает форма, о чем она говорит.

 Следующий уровень мышления - идейный. Человек мыслит идеями: обнаруживает их, комбинирует, связывает, сопоставляет и живет ими.