Такие и у нас имеются, только нигде не найдёшь, что с ними происходит, в отличие от словоохотливых британцев. Не думаю однако, что есть категорические отличия, разве что в количестве таких кораблей.
Рассмотрим положение дел с фрегатами Type 23
В 2015 году было решено, что число этих фрегатов не будет снижаться ниже 13 единиц благодаря специальным программам поддержания их технического состояния и выделены средства для исполнения соответствующих работ. Что же получилось на самом деле?
Срок службы корпуса Type 23 был рассчитан всего на 18 лет. По сути, стальная обшивка корпуса была сделана максимально тонкой, что дало преимущество в виде более низкой первоначальной стоимости и уменьшенного водоизмещения. Однако, несмотря на применение передовых морских красок и систем катодной защиты, коррозия стали в соленой воде со временем неизбежна.
Кроме того, длительные периоды нахождения в море, особенно патрулирование с буксируемыми антенными решетками в Северной Атлантике, вызывают нагрузку на конструкцию корпуса, что приводит к усталости металла и трещинам. Для проектировщиков Type 23 в конце 1980-х годов было немыслимо, что эти корабли будут служить так долго, и что после поставки последнего из них, HMS St Albans в 2002 году, Королевский флот не сможет заложить новый фрегат в течение 17 лет!
Я уже писал ранее, что зачастую объём ремонта невозможно оценить до его начала, поскольку именно в ходе работ выявляется истинное положение дел с конструкцией корабля и его техническими устройствами.
Первоначальная смета расходов на каждый проект LIFEX (продление эксплуатации корабля) составляла около 35 млн фунтов стерлингов (без учета модернизации двигателей), но в большинстве случаев она была превышена. HMS Iron Duke был самым экстремальным примером. Он не получил новых двигателей, но потребовал 2000 стальных вставок в корпус, чтобы сделать его мореходным в комплекте, который в конечном итоге стоил 103 млн фунтов стерлингов. Официальная цифра для HMS Somerset составила 60,7 млн фунтов стерлингов, хотя он продолжал страдать от дефектов, которые были устранены только сейчас, через два года после завершения его переоборудования LIFEX.
Работа, проделанная во время переоборудования LIFEX, включала сотни стальных вставок, замену корродированных структурных частей корпуса и обшивки. Также были заменены огромные длины трубопроводов и кабелей, масса клапанов, а также произведён ремонт двигателей и других установок.
А вот замена двигателей также оказалась более сложной, чем предполагалось изначально. Пока только 3 фрегата получили новые двигатели (HMS Richmond, St Albans и Sutherland).
Первоначальный план плавного перехода от устаревших фрегатов типа 23 к новым типам 26 и 31 начал рушиться. Уже официально выведено из эксплуатации 4 фрегата задолго до того, как была создана замена (HMS Monmouth, Montrose, Westminster и Argyll), в результате чего число оставшихся в строю кораблей сократилось до 9.
HMS Northumberland (на первом снимке) был передан верфи Babcock для капитального ремонта в марте этого года, но неподтвержденные сообщения говорят, что он был признан нерентабельным. Таким образом количество фрегатов этого типа сократится до 8.
HMS Lancaster должен быть выведен из эксплуатации в 2025-26 годах. Это старейший сохранившийся корабль типа 23, который был очень активен и успешен в качестве передового фрегата в Персидском заливе. В зависимости от того, когда он, наконец, уйдет и что произойдет с HMS Northumberland, количество фрегатов может потенциально «достичь дна» всего в 7 кораблей (вместо планировавшихся 13) в 2026 году.
Но надо понимать систему организации службы кораблей, чтобы оценить, что это значит. Наличие 7-9 кораблей будет означать около 3-4, которые будут в рабочем состоянии, что обычно позволяет всего 2-3 кораблям находиться в море или быть готовыми к выходу немедленно.
Влияние сокращения числа фрегатов можно увидеть, просто наблюдая за падением активности военных кораблей Королевского флота за последние 12 месяцев. Любой запрос, направленный в Министерство обороны о доступности военных кораблей, встречает безликое всеобъемлющее заявление: «Королевский флот продолжает выполнять все свои оперативные обязательства» . Но что это значит?
Ключевой задачей для фрегатов RN (Королевский флот) является отслеживание активности российских подводных лодок в Северной Атлантике и ближе к Британии. 2 или 3 доступных фрегата — это серьезное ограничение для ВМС с глобальными амбициями. По крайней мере, в течение следующих нескольких лет, если RN собирается проводить надежные операции по нанесению глобальных авианосных ударов (или прибрежных ударов), то ему придется полагаться на союзные страны, чтобы заполнить пробел в возможностях сопровождения ПЛО.
Что тут сказать? Сильно одряхлевший британский лев всё пытается клацать зубами, пытаясь действовать в глобальных масштабах, как было когда-то, но силёнки уже давно не те.
И надо заметить, что британский, да и союзные ему флоты пока не столкнулись с проблемами, которые встали перед нашим Черноморским флотом.
..........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: