Найти в Дзене

Как видеоигры завлекают нас? Психологическая причина, по которой мы не перестаем играть

Оглавление

Со времен Pac-Man и Space Invaders прошло много времени. Сегодня видеоигры в высшей степени захватывающие, так что мы не только играем, но и чувствуем, что живем в них. От Call of Duty до Fortnite, их графика и сюжеты завораживают нас. Так что то, что должно было стать быстрой игрой, превращается в часы, потому что оторваться от экрана становится всё труднее.

Сильное привыкание, с помощью которого видеоигры заманивают нас в ловушку

Наш мозг запрограммирован на то, чтобы стремиться к мгновенному удовлетворению и устранять любую тень неуверенности. Это главная причина, по которой видеоигры вызывают такое сильное привыкание.

Многие игры намеренно включают в свой дизайн элементы, призванные удержать игроков у экрана как можно дольше. Приемы взаимодействия в игре, хитрые уловки в дизайне, привлекают наше внимание и не отпускают - это хлеб насущный для разработчиков, которые хотят, чтобы мы возвращались к ним снова и снова.

Как видеоигры завлекают нас? Психологическая причина, по которой мы не перестаем играть
Как видеоигры завлекают нас? Психологическая причина, по которой мы не перестаем играть

Каждое преодоленное испытание, каждый пройденный уровень наполняют центр удовольствия в нашем мозге дофамином, также известным как “гормон хорошего самочувствия”. Системы продвижения, будь то повышение уровня, освоение новых навыков или выигрыш приза, вызывают временный, мимолетный прилив возбуждения.

Это чувство эйфории, которое вызывает мгновенное удовлетворение, подталкивает нас к желанию повторить этот опыт. Именно по этой причине мы возвращаемся к игре снова и снова. Наш мозг становится зависимым от этих дофаминовых всплесков, а когда их нет, мы можем испытывать симптомы, очень похожие на синдром отмены, чувствовать себя раздражительными и капризными.

Непредсказуемость призов - это глазурь на торте, которая замыкает этот круг

Награды в видеоиграх непредсказуемы, поэтому они создают определенную степень неопределенности. Но мы далеки от того, чтобы ненавидеть это, и именно это периодическое подкрепление, возможность получить награду в любой момент, поддерживает нашу мотивацию, постоянный поиск следующей победы, которая заставляет нас чувствовать себя настоящими победителями.

Секретное оружие видеоигр, чтобы мы не забывали о них

С другой стороны, видеоигры позволяют нам всегда помнить о них. Мы можем забыть ключи от дома или пароль для доступа к электронной почте, но мы точно не забудем игру, в которую были погружены в последнее время.

Благодаря таким механизмам, как циклы вознаграждений или даже отправка сообщений, активирующих страх пропустить что-то (FOMO), видеоигры остаются активными в нашем сознании благодаря психологическому феномену, известному как эффект "Заигарника".

По сути, это связано с нашей склонностью запоминать незавершенные или прерванные задания по сравнению с теми, которые мы выполнили. Когда мы приближаемся к достижению чего-либо или прохождению уровня, нерешенность задачи вызывает у нас желание продолжать, побуждая нас играть снова.

По этой причине разработчики видеоигр включают задания и миссии, требующих прохождения нескольких этапов, включают периодические награды и стратегические моменты напряжения, которые поддерживают интерес и мотивацию игроков в течение бесконечных часов.

В World of Warcraft, например, используется сложная система квестов, некоторые из которых состоят из нескольких частей и имеют длительный срок действия, что побуждает игроков возвращаться за новыми. Candy Crush Saga также эффективно использует эффект "Заигарника", включая множество коротких, увлекательных уровней с возрастающей сложностью, так что их невозможно пройти с первой попытки, что оставляет задачу незавершенной и вызывает желание пройти эти незавершённые уровни.

Подобные психологические стратегии удерживают игру в нашем сознании, как незавершённую задачу. Необходимость завершить начатое и замкнуть круг заставляет нас возвращаться за продолжением, нам трудно оторваться от экрана или даже думать об игре, когда мы находимся в другом контексте.

Социальный фактор: игра с другими людьми создает чувство общности.

По данным Национальной академии медицины США, более 1,2 миллиарда человек по всему миру играют в игры на своих компьютерах, мобильных телефонах, планшетах, игровых приставках и других устройствах. Разработчики видеоигр также используют этот социальный фактор, чтобы покорить нас и приковать к экранам.

Эксперты отмечают, что социальные функции - от гильдий до таблиц лидеров - гарантируют, что игры позволят вам общаться с другими игроками (при этом, конечно, демонстрируя свои навыки).

Поскольку мы играем с другими людьми, мы не можем приостановить игру. Наш персонаж может погибнуть на первой минуте, но также может продержаться 20-30 минут. А поскольку мы играем в команде со своими друзьями, выход из игры в середине игры может привести к тому, что все проиграют. Для многих игроков это просто немыслимо.

Такая социальная динамика порождает чувство общности и сопричастности, так что мы практически чувствуем себя обязанными совершенствовать свои навыки и вносить свой вклад в успех группы. Атмосфера сообщества превращает игру из уединенного времяпрепровождения в весёлое совместное приключение, которое приносит еще больше пользы.

Не стоит забывать и о стремлении к признанию и статусу в этих виртуальных сообществах - факторе, который может стать сильным стимулом для продолжения игры. Мы хотим выделиться и показать, чего мы стоим, чего мы можем достичь только многочасовой игрой.

За гранью развлечений

Долгое время видеоигры подвергались демонизации, и, хотя это правда, что они потенциально могут вызывать привыкание, их природа двойственна, как и сама жизнь. Концепция, дизайн и механизмы игры также создают ощущение потока, так что в конечном итоге мы полностью погружаемся в игру и сосредотачиваемся на ней.

Это состояние потока не только очень полезно и заставляет нас терять счет времени, но и может способствовать улучшению устойчивого и избирательного внимания. Исследования показали, что многие игроки демонстрируют большую способность концентрироваться и блокировать посторонние раздражители.

Видеоигры также могут преподать нам важный урок: упорство приносит свои плоды. Если мы будем упорно трудиться и стараться, используя различные стратегии, развивая новые навыки и приобретая опыт, то скорее рано, чем поздно достигнем своей цели. По этой причине неудивительно, что исследователи из Университета штата Флорида обнаружили, что игроки, как правило, более настойчивы в достижении своих целей.

В том же направлении работают психологи из Университета Радбуда в Неймегене, которые обнаружили, что игроки осознают, что динамика видеоигр сама по себе помогает им лучше справляться со стрессом и разочарованиями в повседневной жизни.

Таким образом, видеоигры - это не враг, а скорее ещё одно развлечение. Это времяпрепровождение, которым мы можем наслаждаться и использовать для улучшения самочувствия или даже для общения с людьми, разделяющими наши увлечения, при условии, что мы знаем, как их дозировать, и не попадаемся в их ловушки, которые заставляют нас увлекаться сверх того, что полезно и целесообразно.