Что происходит в первое время, когда ребенок осиротел? В первые же дни сиротства отключаются все пособия на этого ребенка. Все, что должна была получать умершая мать. На карточки, естественно, пин-код мертвый человек не скажет. Сиротство и нужда случаются одновременно.
Что же происходит с ребенком, у которого умирает мама? Сразу же исчезает все: мама, ее голос в телефоне, доступ в родной дом, личные вещи, и деньги. Даже если мама оставила на своих счетах миллионы, в первые месяцы сирота остается без денег. Именно так и произошло с Настей: вместе с бабушкой они остались совершенно без поступлений, только пенсия бабушки. Как они питались? Чем занимались?
А что же социальные службы? В опеке района Текстильщики оформили все бумаги, бабушке выдали Распоряжение об опеке, взяли с бабушки номер счета для зачисления пособий. Быстро оформили, уже в июле все документы были готовы. И все. Пособия обычно на следующий день не приходят. В случае Насти за июль и август - первые месяцы после смерти мамы, пособия пришли уже в декабре, вместе с деньгами за сентябрь, октябрь и ноябрь. Зарплата и отпускные мамы где были? Пришла зарплата, через два месяца, в августе.
Вот как должна была бабушка справляться со всеми этими событиями, не имея финансовой свободы? Настя, конечно, пошла в разнос, ей все хотелось, и ничего было нельзя. Вместо того, чтобы помочь отправить Настю в лагерь или в санаторий, сотрудники двух опек начали советовать бабушке пройти с Настей обследование у психиатра!
Логично же да? Вот бабушка 80 лет, у нее внезапно умерла дочь. Бабушка в шоке, а еще к ней привезли внучку. Девочка в стрессе, ее надо кормить, с ней надо гулять, ей надо интернет на телефон подключить! Поэтому внучку надо вести к врачам-психиатрам. Так в опеке сказали! Мне потом еще листик с "направлением" оставили, чтобы я тоже включилась в лечение от горя у психиатра. Пришлось включаться, да.
Настин случай не единичный. Потом еще раз я видела подобную ситуацию: в семье горе, мама умерла, ребенок с особенностями, значит его в приют, в больницу, за забор, к детям, собранным из притонов, с улицы. Почему-то взрослые свое горе очень ценят, себя везут в места отдыха: на дачу, в санаторий, к друзьям. А детей пристраивают в учреждения, как вещи на хранение.
Так вот! Пенсию Насте мы отбивали уже в октябре. Когда в августе, через полтора месяца после смерти Светланы, бабушка поняла, что она все это не вывозит никак, Настю отвела к участковому, а потом Настя оказалась в больнице. Оттуда с помощью Фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Настю передали в нашу семью под предварительную опеку. Потому что подключились подруги и сослуживцы мамы Светы. Они кстати и денег собрали для Насти. И первые покупки - кровать, матрас, обувь и куртки, телефон - все это получилось быстро и удачно, потому что Насте помогли люди!
К октябрю стало понятно, что вопрос с пенсией никак по телефону не решить, и я поехала в районное отделение Пенсионного Фонда, где жили мама Света и Настя. Думала, ну что такого? Завезем документы, напишем заявление! Поэтому я ехала после занятий Мити в музыкальной школе, еще и со Светой заодно.
Заявление у меня не брали. Пришлось сидеть в холле два часа! Вместе с Митей и Светой! Два часа мы вели переговоры с руководителем отделения ПФ, потому что она была против страховой пенсии для Насти. По какой-то причине настаивала на социальной: "Будет же региональная доплата!" Социальная пенсия - пять тысяч рублей. Но ведь мама Света много лет работала, получала зарплату, платила налоги и все отчисления. По какой причине Насте нельзя оформить страховую пенсию? Сейчас я аргументы специалиста уже и не вспомню.
Через два часа переговоров я наконец рассказала всему отделению ПФ эту историю - как социальные службы "помогают" сироте в первые месяцы после смерти мамы. Как быстро и молчком отключаются пособия. Как двое беспомощных людей остаются без денег, несмотря на то, как много работала умершая мама. И вот тогда! Наконец! Приняли заявление на страховую пенсию.
Пока разбирались, выяснилось, что у Светланы Владиславовны осталась
в ПФ накопительная часть пенсии. Потом я попрошу нотариуса разыскать эти деньги. Нотариус окажется беспомощной против Пенсионного фонда. ПФ пришлет на запрос нотариуса совершенно безграмотную отписку: нотариус пишет запрос на накопительную часть пенсии, а специалист ПФ РФ отвечает, что "такая-то пенсию не оформляла". На этом все! Сил моих уже не было бодаться, я передала вопрос на сторону второго наследника - бабушки. Но по ее поручению адвокат тоже не смог ничего сделать. Цена вопроса не принципиальная, но в любом случае неприятно.
Вот так. Мало ребенку потерять свою маму. Надо еще полностью погрузиться в состояние обездоленной сироты, социальные службы помогут. Сейчас я думаю, что с Настей-то вообще все достаточно быстро сложилось и хорошо. У нас сразу же появились хорошие психологи из Фонда "Отказники", и самое тяжелое время адаптации и осознания потери нас буквально вели за ручку. Через три года Настя хорошо восстановилась в эмоциональном плане. Она уже может горевать по своей маме Свете. То есть режим "спасения" себя уже отключен. Настя расслабилась, живет, растет, учится, вспоминает о маме.