2 августа (20 июля по старому стилю) - день памяти Святого Пророка Илии. Этот праздник всегда был настолько значительным, радостным и масштабным, что давно уже перешёл в разряд традиционных народных торжеств.
У восточных славян Пророк Илия пользовался особым почитанием. Ветхозаветные мотивы связывают его с небесным огнём и дождями, дарующими плодородие. Он считался повелителем грома и молний, и, полагаю, многие из вас уже догадались, что образ этого пророка ещё в начале распространения христианства на Руси был тесно сплетён с образом Перуна (одним из наиболее почитаемых языческих богов, богом-громовержцем). Илия перенял на себя многие функции Перуна, и очень скоро вытеснил языческого бога из народного сознания. Илия Пророк не просто повелевает громом и молниям, с их помощью он преследует и карает чертей и прочую нечисть. Такж известно поверье, что от ниспосланных им грома и грозы могут портиться лесные орехи и даже некоторые продукты, произведенные хозяйственной деятельностью человека, например, сыры, яблоки и пр.
Народ боялся навлечь на себя гнев пророка, потому празднование Ильина дня всегда сопровождалось определёнными правилами и ритуалами. В этот день категорически запрещались все виды хозяйственных и домашних работ, так как люди были уверены, что несоблюдение этих запретов может навлечь на село и угодья грозы, сильные ветры и пожары. Всё необходимое нужно было успеть сделать до праздника («К Ильину дню заборанивай пар!», «К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони!»). Нельзя было и выгонять скот на пастбище. Крестьяне верили, что в этот день все дикие звери бродят на свободе, к тому же животину, да и самого пастуха мог поразить разгневанный пророк. Единственная работа, которая допускалась в праздник Святого Илии, это работа на пасеке. Пчеловоды считали, что Илья-горомовик не ударит в улей, даже если за ним сам чёрт прячется, ведь пчёлки - Божии работницы, их труд (и труд пасечников соответсвенно) защищён от гнева пророка.
Вообще на конец июля и начало августа у крестьян было много дел: молотьба, жнитво ярового, сев озимых культур - на всё это требуется много времени, только бы дожди не помешали. Поэтому в Ильин день народ особенно усердно молился пророку, дабы тот позволил завершить все работы. Но также случалось, что для хозяйства требовалось больше дождей, за этим тоже обращались к Пророку Илие. В таком случае помещали на ворота посудину с овсом или рожью и служили особый молебен Илии о ниспослании дождя. Ему же молились и перед началом жатвы.
Ещё одним значимым событием в Ильин день была коллективная трапеза (братчина), которая нередко объединяла жителей сразу нескольких соседних поселений. Братчина зачастую была связана с закланием жертвенного животного («На Илью баранью голову на стол»). Животное было куплено на собранные в складчину деньги или выкормлено сообща. Приготовленное животное отводили к церкви, где его освещали, а затем закалывали и съедали вместе за общим столом. Обряд этот, вероятнее всего, сохранился ещё со времён язычества. В Ильин день также варили «мирское» пиво, зёрна для которого собирались у всех жителей деревни. Его выставляли на улице, и каждый мог пить сколько захочется. Ну и не могу не упомянуть о том, что во многих селениях совершался крестных ход, в церквях служились молебны, посвящённые Святому Илие, окуривали дома ладаном и прятали все сверкающие предметы, чтобы не навлечь на себя гнев строго пророка.
В завершение добавлю, что Ильин день считается своеобразной границей лета и осени («На Илью до обеда - лето, а после обеда - осень», «До Ильина дня и под кустом солнце сушит, а после Ильина дня и на пустоши роса не обсыхает»), дни становятся короче («Пётр и Павел час убавил, Илья Пророк два уволок»). С этого момента начинают появляться первые признаки осени: меняется поведение зверей, птиц, пропадают насекомые, ночи становятся холоднее, а водоёмы остывают («До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается!»). На этом, пожалуй, остановлюсь)
P. S. Вы знали, что Илия Пророк является покровителем воздушно-десантных войск и воздушно-космических сил России?