Автор: Вячеслав Филиппов
Десять первых американских истребителей F-16 прибыли на Украину, но этого слишком мало, чтобы превзойти российские ВВС, сделали вывод журналисты британского издания The Economist. Что еще они написали?
Мнение The Economist о ситуации с F-16 на Украине
«Сразу после начала боевых действий на Украине, в феврале 2022 года, президент Владимир Зеленский призвал Соединенные Штаты и их союзников предоставить стране истребители F-16. Первые 10 истребителей прибыли в Украину в последний день июля 2024 года, спустя год после того, как администрация Байдена неохотно дала согласие на их поставку. Ожидается, что к концу 2024 года на вооружении Украины будет 20 истребителей F-16 американского производства», - отметили авторы статьи.
Издание сообщило, что оставшиеся самолеты, обещанные коалицией во главе с Данией и Нидерландами, будут поступать партиями в течение 2025 года. По словам бывшего командующего американскими вооруженными силами в Европе Бена Ходжеса, разочарование на Украине из-за долгого ожидания самолетов слишком велико.
«По его словам, одной из причин задержки поставок достаточного количества F-16 является нехватка мест для обучения украинских пилотов — «политическое решение администрации». Свою лепту внесли и языковые трудности. В Украине есть отличные, закаленные в боях пилоты. Но F-16 сильно отличаются и более сложны в управлении, чем Миг-29 и Су-27 советских времен, к которым пилоты привыкли», - пишет The Economist.
Британские эксперты обратили внимание, что эти самолеты требуют объемного технического обслуживания, чем их российские аналоги, а бортинженеры нуждаются в такой же подготовке, как и пилоты (даже несмотря на то, что некоторые западные гражданские подрядчики могут работать на Украине). Некоторые ремонтные работы и техническое обслуживание могут проводиться в соседних странах НАТО, таких как Польша и Румыния, что станет поводом для недовольства России.
«По словам начальника штаба Министерства обороны Германии Нико Ланге, прибывшие самолеты стали для России приоритетной целью. Поэтому их рассредоточили в условиях повышенной секретности на базах с подземными и внешними укрытиями. Однако такая рассредоточенность усложняет логистику, требуя большего количества персонала и запасных частей», - говорится в статье.
Насколько сильно F-16 изменят ситуацию? Эксперт по военно-воздушным силам из Международного института стратегических исследований Дуглас Барри, считает, что главная выгода — это повышение морального духа, передает The Economist.
«Первоначальное количество самолетов невелико, и украинцы должны использовать их осторожно, чтобы избежать потерь, которые могли бы дать российской пропаганде преимущество. Но постепенно их использование должно дать результаты. США оснащают истребители F-16 усовершенствованными ракетами класса «воздух-воздух», такими как дальнобойные версии AIM-120 и AIM-9X «Сайдуайндер», а также высокоскоростными противорадиационными ракетами. Самолеты также смогут нести до четырех высокоточных бомб GBU-39. Они меньше своих российских аналогов, но более точны и имеют больший радиус действия. Они также могут использовать кассетные боеприпасы против войск и бронетанковых войск», - подчеркнули британские журналисты.
Они считают, что истребители F-16 могли бы снизить интенсивность, с которой российские Су-34 наносят удары по линии фронта на Украине. Россияне ежедневно запускают более 100 простых, но эффективных крылатых ракет, не покидая воздушного пространства России. Приоритетной задачей пилотов F-16 будет заставить российских пилотов улететь подальше, иначе они рискуют быть сбитыми. Истребители F-16 также могут использовать более дешевые ракеты с тепловым наведением для уничтожения крылатых ракет, которые наносят ущерб гражданской инфраструктуре Украины. Истребители F-16, помимо этого, будут нацелены на корабли Черноморского флота России, уверен The Economist.
«Но поскольку их число растет медленно, понадобится время, прежде чем F-16 смогут оказать существенное влияние. В недавнем докладе Центра стратегических и международных исследований (CSIS) утверждалось, что Украина нуждается в гораздо большем количестве самолетов, чем было обещано до сих пор. Из 79 переданных самолетов по меньшей мере 10 являются двухместными учебно-тренировочными. Некоторые другие находятся в таком плохом состоянии, что могут служить только источником запасных частей. В докладе говорится, что у Украины может быть достаточно самолетов всего для 3-4 эскадрилий», - говорится в статье.
Журналисты уверены, что Украине необходимо по меньшей мере 12 эскадрилий по 18 самолетов в каждой, чтобы добиться превосходства в воздухе на местном уровне и поддержать наземное наступление.
«Тем не менее, поступление F-16 знаменует собой начало создания военно-воздушных сил по стандартам НАТО. Это поможет Украине подключиться к хорошо развитой цепочке поставок F-16. Системы вооружения НАТО, такие как ракеты Storm Shadow/Scalp, будут гораздо эффективнее, если их перевозить на самолете, для которого они были разработаны, а не на устаревших МиГах и СУ. Истребители F-16 также оснащены системой Link-16, используемой НАТО для передачи данных, которая улучшает связь и осведомленность пилотов. Хотя истребителей F-16 слишком мало и они появились слишком поздно, их важность не следует недооценивать», - добавил The Economist.
Минобороны РФ это никак не комментировало.
Что об этом думают в России: Кремль «потирает руки»
Telegram-каналы в воскресенье вечером написали, что истребители F-16 были обнаружены местными жителями в небе над Одесской областью. Однако официального подтверждения этому не было.
Российские эксперты и военкоры считают, что командование ВС РФ и Кремль знают, где в теории могут располагаться F-16 на Украине, Румынии и Польше. По их мнению, комплексы «Искандер» готовы разнести американские истребители «в щепки». Это может произойти в ближайшее время.
«Несколько украинских источников заявляют, что «часть истребителей F-16 будут размещать на аэродромах союзников, чтобы уберечь их от российских ударов». Официальных комментариев от стран НАТО по этому поводу не поступало, но список этих аэродромов, к счастью, давно известен и вполне вероятно, что средства поражения для этих площадок также давно подготовлены», - передает «Военная хроника».
«Рыбарь» считает, что к шумихе вокруг прибытия F-16 на Украину не нужно относиться слишком серьезно. Однако авторы канала признали, что в воскресенье началась официальная охота на эти истребители - Кремль потирает руки.
«При взгляде на шумиху вокруг прибытия F-16 на т.н. Украину можно наблюдать, как местные ресурсы тиражируют каждое упоминание темы в западных СМИ, а медиаполе наполняется фотографиями самолетов якобы над украинскими городами. Сейчас вовсе стали всплывать «свидетельства» их появления чуть ли не на Харьковщине. Происходящее напоминает широко используемый в маркетинге инструмент — подогрев аудитории с возбуждением интереса и ожидания украинского населения, увеличивающего медийный эффект от применения F-16. Также это позволяет временно перебивать негативный фон от отступления ВСУ на Донбассе или нападений на ТЦК», - отметили авторы канала.
«Рыбарь» считает, что к подобным приемам киевский режим регулярно прибегал еще до СВО — достаточно вспомнить, как СМИ освещали прибытие «Байрактаров», «Джавелинов» или NLAW, не говоря уже про поставки западной бронетехники и информационную накачку в преддверии летнего контрнаступления 2023 года. Все это каждый раз в итоге играло с Украиной злую шутку в виде жесткого похмелья от крушения искусственно раздутых ожиданий. Однако это давало возможность получить мощный краткосрочный эффект, и именно на него рассчитывает киевский режим в контексте передачи американских истребителей.
«Что же до самих F-16, то повторимся вновь: у границ т.н. Украины они появились давно, и перелететь на аэродром в западной ее части из Польши или Румынии им не составит никакого труда. Поэтому нет смысла делать сенсации из ничего, особенно с учетом сказанного выше», - добавил «Рыбарь».
Минобороны РФ это никак не комментировало.