15 декабря 1846 года Император Николай I утвердил Положение «О заселении и гражданском управлении северо-восточного берега Чёрного моря» (Полное Собрание Законов Российской Империи, Собрание 2, том XXI, Отделение 2, Санкт-Петербург, 1846 г.), в нем были определены основные вехи развития региона. Всё пространство между устьями рек Кубани и Ингура стало называться Северо-Восточным берегом Чёрного моря. В порядке общего управления он был причислен к Закавказскому краю. На этом пространстве были учреждены три портовых города: Анапа, Новороссийск и Сухум-Кале.
Государственный документ на 8 листах также определял порядок заселения, устройство гражданского управления, правила судопроизводства и пр.
Как выглядела Анапа в середине XIX века?
Штабс-капитан Георгий Васильевич Новицкий (1800-1877) в статье 1853 года «Анапа и закубанские поселения» вспоминает:
«Крепостные стены имеют в окружении до трех с половиной верст, для входа в крепость имеется трое ворот. С двух сторон: северо-восточной и юго-восточной она обращена к долине… С южной стороны обрывистый крутой берег омывается открытым морем, а северо-западная сторона обращена на рейд… Анапа не имеет безопасной бухты… В 1847 году она возведена в степень портового города и в настоящее время заключает в себе городской и обывательской собственности: домов частных каменных – 200, казенных – 37; деревянных частных – 5, казенных – 23; турлучных частных – 50, казенных – 19; из сырцового кирпича частных – 0, казенных – 33. Лавок частных – 33. Гостиный двор частный – 1. Улиц – 14. Площадь – 1. Мост – 1».
Камень для казенных построек добывался нижними чинами гарнизона в четырех верстах от крепости. Хворост для турлучных построек и разный мелкий лес доставлялся на продажу окрестными горцами. Строевой лес для прочных строений стоил достаточно дорого и привозился из Ростова-на-Дону, черепицу доставляли морем из Феодосии и продавали от 10 до 12 рублей серебром за 1000 штук. Для изготовления извести на частные постройки в Анапе имелась печь, но также ее привозили из Керчи, Феодосии и Ялты. Каменные строения покрывались черепицей, турлучные – камышом, а некоторые казенные здания – железом.
Лучшими зданиями Анапы считались военный госпиталь на 300 кроватей, комендантский дом и каменный гостиный двор. В городе была одна православная церковь, перестроенная из турецкой мечети и освященная во имя преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, память которых праздновалась 12 июня, в день взятия крепости Анапа. В 1850 году на добровольные пожертвования была возведена католическая часовня. Анапский купец 1-й гильдии Михаил Попов на свои средства построил армяно-григорианский молитвенный дом.
Полицейское управление состояло из одного полицейского чиновника, письмоводителя и писца. В полицейской команде служили несколько нижних чинов, прикомандированных из линейных батальонов. Из городских присутственных мест имелась ратуша, в которой производились дела Уездного и Совестного судов, Дворянской опеки, Городской Думы, Ремесленной управы.
Во время Крымской войны 1853 – 1856 гг. Анапа была временно оставлена российскими войсками, укрепления крепости разрушены, жители расселены в другие станицы. В крепость вошли турки со своими союзниками. Очевидец событий, английский журналист Джулиан Портч (Julian Portch) при посещении Анапы в июне 1855 года писал:
«Город Анапа расположен на выступе, имеющим форму треугольника. Это военный город, представляющий собой большой укреплённый лагерь, окруженный крепостной стеной с бастионами, на которой сформирован полный комплекс укреплений, протяжённостью около 2700 метров вдоль берега моря и 1750 метров по суше. Оборонительные сооружения составляют 10 батарей в сторону моря, с установленными на них 58-ю орудиями, среди которых были несколько пушек 21-го и 30-го калибра, и несколько очень крупных мортир. На суше было 7 батарей с пушками меньшего калибра. Укрепления очень добротно выложены в камне, первоначально они были построены турками в 1784 году, но затем были значительно усилены и укреплены русскими».
В своей статье «View of Anapa», опубликованной в иллюстрированной еженедельной газете «Illustrated Times» в выпуске от 18 августа 1855 года, Джулиан Порч сообщал:
«Анапский экспорт составляют зерно, сало, сливочное масло, пушнина, воск и пр. Но главным образом Анапа ценилась Россией как военный оплот».
В начале октября 1855 г. Анапу посетил знаменитый британский художник-баталист и военный корреспондент шотландского происхождения Уильям Симпсон.
Он вспоминает:
«Вечер застал нас в пути, и на следующее утро при свете дня я посмотрел через иллюминатор своей каюты на стены Анапы. Со стороны моря в её облике не было ничего особенно привлекательного. Форт построен на изогнутом мысе, который образует надежную бухту и представляет собой отвесный утёс высотой в пятьдесят футов. Укрепления, расположенные вдоль вершины этого утёса, были взорваны русскими перед эвакуацией. Слева простирается широкая равнина, орошаемая медлительным ручьём, на котором, в нескольких милях от его устья, расположены две казачьи станицы, ныне опустевшие. Задний план города образует гряда песчаных холмов, покрытых кустарником высотой около пятисот футов».
После окончания Крымской войны Анапа и северо-восточный берег Чёрного моря были вновь возвращены России и с тех пор остаются в ее владении. Анапа пережила период восстановления, строительства и расцвета, постепенно превращаясь из небольшого военного поселка в прекрасный приморский город-курорт. О прежних временах напоминают Русские ворота, оставшиеся от крепости, и воссозданный храм Онуфрия Великого.