Это уже не первая статья на канале про музыкальные направления в СССР, и обычно в таких выпусках я рассказываю про зарождение жанра, про то, как он постепенно проникал в Советский союз, про то, как молодые талантливые музыканты в течение многих лет осваивали новое для себя звучание и адаптировали его под советскую действительность. Но с хэви-металом всё было иначе - он появился в нашей стране стремительно и внезапно.
Еще буквально в 1985 году тяжёлое ответвление рока обсуждали в узких кругах лишь увлекающиеся энтузиасты, имеющие доступ к зарубежному винилу, а Iron Maiden и Judas Priest были если не запрещены, то уж точно не допущены до официальных советских масс-медиа. Прошло буквально пару лет – и вот уже в 1987 году фирма грамзаписи «Мелодия» одну за другой издаёт официальные пластинки отечественных подражателей тех самых Iron Maiden и Judas Priest – Круиза, Арии, Августа и Мастера.
Я сознательно употребляю слово «подражатели», потому что метал в СССР был целиком и полностью заимствованным жанром. И это я не пытаюсь увести разговор в любимую многими тему «у нас не было ничего своего в музыке, мы всё украли». Более того, я не вижу ничего плохого в факте заимствования. Просто так уж исторически сложилось, что в Союзе не было предпосылок для развития хэви-метала.
К середине 80-х годов в СССР даже не успела оформиться база из хард-рока, которая, по логике вещей, должна служить эволюционной основой для хэви-метала. Не говоря уже о чисто технических аспектах: в то время надо было сильно постараться, чтобы найти на просторах нашей родины качественное профессиональное оборудование, позволяющее экспериментировать с дисторшном, овердрайвом и прочими гитарными эффектами, без которых метал представить не возможно.
Но вот кого в Советском Союзе было в достатке, так это талантливых музыкантов, прошедших бесценную школу ВИА. Играть они уж точно умели, поэтому им не составило труда моментально перенять новый агрессивный стиль музыки, со всеми его нюансами и особенностями. А советская молодёжь была только рада перенять характерную для металлической субкультуры атрибутику: длинные волосы, напульсники с шипами и заклепками, обилие кожи и всё такое прочее. Тем более, что в стране началась перестройка и можно было вполне легально и открыто играть в нонконформизм.
Вы на канале «Спасибо, послушаю», и сейчас мы пройдёмся по ключевым альбомам советского хэви-метала, определившим развитие жанра в нашей стране. Сразу отмечу, что данная статья предназначена не столько для заядлых металюг, готовых часами спорить, кто же был первым истинным металлистом в СССР, сколько для широкой аудитории, слушающей самую разнообразную музыку и готовой погружаться в новые для себя направления.
Хотя заядлым металюгам я тоже буду рад – всё-таки любители метала, несмотря на всю его внешнюю суровость, считаются самым сплочённым и лояльным фан-сообществом.
Ария - Мания величия
Открывает подборку самая известная советская, а впоследствии и российская метал-группа Ария с их дебютным альбомом «Мания величия». И хотя это однозначно не лучший альбом арийцев, но в контексте сегодняшней статьи это, пожалуй, самый важный релиз, так как он стал первопроходцем. Мания величия была записана в 1985 году и, несмотря на то, что распространялась она самиздатом в виде магнитоальбома, для многих музыкантов дебютник Арии стал окном в мир хэви-метала и призывом к действию.
Историю про то, что Ария была основана на базе образцового вокально-инструментального ансамбля «Поющие сердца», и что Валерий Кипелов начинал свой творческий путь в ВИА «Лейся песня» вместе с Николаем Расторгуевым, вероятно, слышали многие. Но именно этот факт делает альбом «Мания величия» максимально аутентичным. На нём группа еще только входила в мир тяжёлой музыки, не успев окончательно оторваться от вокально-инструментальных корней, и на выходе получился уникальный микс метала с элементами советской эстрады.
Послушайте самую медленную композицию с альбома - «Мечты». Это же в чистом виде Юрий Антонов с гитарным перегрузом.
Или открывающий трек под названием «Это рок». Здесь парни очень хотят походить на Айрон Мэйден, и в куплете у них это даже получается, но внезапно начинается припев, и тут уже слышится классическое ВИА «Гитарные гитары» с усатыми дядьками, поющими про байкало-амурскую магистраль. И звучит это всё классно, необычно и свежо. Поэтому к Арии можно относиться как угодно, но нельзя отрицать их первенство в коммерческом советском метале и огромный вклад в жанровое разнообразие отечественной музыки в целом.
Август - Демон
Еще один коммерческий прорыв совершила группа Август, участники которой до сих претендуют на звание одной из первых советских метал групп, хотя они были далеко не первыми и, я бы сказал, не совсем метал-группой. Но даже Википедия не способна провести внятную границу между хэви-металом, хард- роком и хард’н’хэви, поэтому затрагивать высокую материю жанровой принадлежности мы сегодня не будем.
Наступает заветный 85й год, Ария выпускает свою Манию величия, метал становится популярным, и Август внезапно превращается в метал-рокеров, причём делают они это с максимальным пафосом.
Во-первых, они записывают тот самый прорывной альбом под названием «Демон», где классические тяжелые треки про демонов и ночные тени чередуются со слезливыми фортепианными инструменталами. От одного только названия композиции «Рояль и море» глаза уже заметно влажнеют.
Во-вторых, солист группы Олег Гусев фотографируется на обложку Демона с таким серьёзным лицом и так уверенно демонстрирует напульсник, что у тебя попросту не остается выбора, кроме как признать доминирующую позицию группы Август в хэви-метале.
В-третьих, они подобающим образом стилизуют свой логотип. Стиль этот называется «надеемся, что вы не знакомы с группой Accept». И вот всё это действо, гораздо больше смахивающее по форме на глэм-рок, чем на классический метал, находит отклик у массового слушателя, а альбом «Демон», изданный Мелодией в 1988 году, расходится по стране огромным тиражом более 1 миллиона экземпляров.
К сожалению, Август в своей металлической итерации просуществовал совсем недолго, буквально 4 года, и, записав ещё один альбом, распались уже к началу 90-х. А жаль, потому что не каждой рок-группе дано петь про растущие ракеты и тотальную поллюцию под злые гитарные запилы. Фрейду бы понравилось.
Мастер - Мастер
В 1986 году Ария распадается из-за конфликта с директором группы Виктором Векштейном, тем самым, который в далеком 71м году основал ВИА Поющие сердца. В Арии остаются только Кипелов и гитарист Холстинин, а остальные участники отпочковываются и создают новую группу Мастер.
В 1987 году на Мелодии выходит одноименный дебютный альбом коллектива, который естественно был очень похож на творчество Арии, но лишь наполовину. Вторая часть альбома состояла из жесткого, хорошо записанного трэш-метала, тяготеющего уже не к Iron Maiden, а к ранней Металлике и Слэйеру.
Для массового советского слушателя, которому в этот момент из телевизора Буйнов с Глызиным пели про волнующуюся тётю, а Вайкуле томно шептала про вернисаж, это был какой-то невероятный контраст. Вдобавок альбом внезапно отличился хорошим качеством звука, что для Мелодии было редкостью.
В итоге, Мастер становится очередным металлическим хитом и расходится тиражом более миллиона экземпляров, то есть по американским стандартам получает платиновый статус. Главное, не смотрите клип на песню Щит и меч, если не хотите разрушить брутальный образ советских трэш-металлистов. Потому что в этом видео парни больше похожи на ролевой фан-клуб Ван Халена, чем на пионеров жесткого советского метала.
Круиз - Круиз-1
Как и все другие герои сегодняшней статьи, группа Круиз была собрана в 1980м году из выпускников различных ВИА, и поначалу они играли простой, но качественный советский эстрадный рок. Более того, с таким роковым звучанием Круиз получили всесоюзное признание и известность.
Но наступает тот самый знаковый для советского метала 85й год. Один из основателей группы - музыкант Валерий Гаина - решает, что пришло время хэви-метала и более того, сам становится вокалистом. Это при том, что Гаина был известен в СССР как гитарист-виртуоз и неоднократно признавался лучшим гитаристом Союза, опережая в этой гонке Виктора Зинчука и Владимира Кузьмина. Результатом этого внезапного хэви-метал порыва Гаины становится альбом с незамысловатым названием Круиз-1, который вскоре пополняет список советских альбомов-миллионников в стиле хэви-метал с тиражом в один миллион сто тысяч экземпляров.
Парадоксальной эту историю делает тот факт, что Круиз-1 – это всего лишь демо-запись, которую музыканты принесли в Мелодию для ознакомления с материалом. Руководство Мелодии согласилось издать пластинку, но почему-то не стало ждать нормальной перезаписи, а так и выпустили демо под видом полноценного альбома. И, откровенно говоря, Круиз-1 сложно назвать полностью метал–альбомом. Это скорее хард-рок с вкраплениями метала.
Впоследствии Валерий Гаина много сделал для популяризации советского и российского хэви-метала. В 1988 году они с Круизом даже выпустили на международный рынок англоязычный трэш-метал альбом, тепло принятый за рубежом. Поэтому дебют Круиза в тяжелом роке принято считать одним из краеугольных камней советского метала.
Чёрный кофе - Переступи порог
Металлисты, выросшие из эстрадных ВИА – это необычная и аутентичная черта позднесоветского периода. Но участники группы Чёрный кофе в вопросе необычности и аутентичности превзошли всех своих коллег, так как этот коллектив зародился в стенах Академии музыки имени Гнесиных, а позже к нему присоединились музыканты Марийской филармонии. И когда мы думаем о Гнесинке и филармонии, то, как правило, представляем себе сонаты, сюиты и оратории, но никак не такое:
Это композиция с альбома 1987 «Переступи порог» - первого полноформатного студийного релиза Чёрного кофе, изданного всё той же Мелодией. И вы, наверное, уже ожидаете, что сейчас я вам расскажу про огромные тиражи этой пластинки, превысившие миллион. Не совсем. Тираж «Переступи порог» был не просто огромным, он был гигантским. Вы только вдумайтесь: этот альбом входит в 20ку самых популярных пластинок, когда-либо изданных фирмой грамзаписи Мелодия – всего было напечатано 2 157 000 копий.
Надо сказать, такая народная любовь к Чёрному кофе и их бессменному лидеру Дмитрию Варшавскому вполне объяснима. Во-первых, они не смогли, да и не сильно пытались за всеми громкими бочками и дисторшнами спрятать свой музыкальный академизм и тягу к сложным мелодическим формам. На том же альбоме «Переступи порог» среди мощных металлических боевиков вполне комфортно расположилась лирическая баллада на стихи Сергея Клычкова, друга и соратника Осипа Мандельштама.
Во-вторых, в качестве музыкального ориентира Чёрный кофе внезапно выбрали AС/DС, что особенно сильно прослеживалось в вокале Варшавского, по крайней мере на ранних этапах. В итоге этот микс из AC/DC, академической музыки, поэзии серебряного века и хэви-метала вылился в уникальную по звучанию группу, записавшую самый продаваемый метал-альбом в СССР.
Чёрный обелиск
Последняя в сегодняшней подборке группа немного выбивается из общей концепции. Как вы заметили, до этого речь шла о пластинках-миллионниках, официально изданных Мелодией на территории СССР. У этой же группы, основанной в 1986 году, в советский период не было ни то что официальных пластинок, изданных Мелодией, у них не было даже неофициальных магнитоальбомов, только две концертные записи. И тем не менее, не упомянуть их в сегодняшней статье невозможно, так как группа со временем обрела статус культовой, во многом благодаря ее лидеру Анатолию Крупнову. Речь идёт, конечно же, о Чёрном обелиске.
О Крупнове, наверное, стоит написать отдельную статью, так как это был один из самых одарённых и разносторонних рок-музыкантов в СССР и постсоветской России. Он прожил всего 31 год, но за это время успел выступить в роли виртуозного бас-гитариста, вокалиста, композитора, поэта, актера театра и кино, радиоведущего, а также основать два собственных коллектива, принять участие в записи альбомов ДДТ и Гарика Сукачева и даже на какое-то время заменить Евгения Маргулиса на посту басиста группы Воскресенье. Вы наверняка знакомы с творчеством Крупнова, как минимум, по песне "Я остаюсь":
Но возвращаемся к группе Черный Обелиск. Это был темный интеллектуальный хэви-метал, а местами даже спид-метал, с текстами о сатане, царстве мертвых и прочих мрачных штуках. Что делало его интеллектуальным? А то, что большинство этих текстов были переводом стихов Шарля Бодлера, которым Крупнов увлекся в 80е. Он, в принципе, был человеком начитанным, на концертах цитировал со сцены Булгакова, а название Черный обелиск позаимствовал у Ремарка.
Не то чтобы другие металлисты 80х не пели о преисподние и черных всадниках, та же Ария очень любила все эти мистико-оккультные темы, но Черный обелиск делал это с каким-то особым Крупновским шармом и Бодлеровским эстетством, и без них сегодняшняя статья была бы однозначно неполной.
Всем любителям комментариев из разряда «Почему автор забыл про легендарную советскую группу Кутикулы апокалипсиса?» отвечаю сразу – автор никого не забывал.
Целью статьи было первичное погружение в мир советского метала через популярные коллективы, официально издаваемые Мелодией и любимые массовой аудиторией. За исключением Черного обелиска, но о нем я уже сказал отдельно. Да, конечно помимо мастодонтов в лице Арии и Круиза были ещё Фронт, Шах, Легион, Скорая Помощь, Коррозия Металла и много кто еще, но это уже история не такая массовая, а местами и вовсе андеграундная, так что смешивать их всех в одной статье не вижу смысла - про эти группы мы обязательно поговорим в другой раз.
А сегодня на этом всё. Увидимся в новых выпусках.