Найти тему
SFERA — Pro Технологии

Российский “ответ” американскому “Хаммеру”, который смог, а потом и “переплюнул”

Оглавление

Россия долгие годы копила силы, прежде чем представить конкурента американскому «Хаммеру», но зато, когда аналог все-таки был создан, оказалось, что он в клочья рвет своего оппонента. Почему HMMWV провалился и за счет чего выиграл «Тигр»?

SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

Бронеавтомобиль без брони

HMMWV, или «Хамви», поступил на вооружение в 1980-х, а известность получил во время конфликта в Персидском заливе. Правда, слава за машиной закрепилась совсем не та, на которую рассчитывали американцы. Выяснилось, что бронеавтомобиль не способен защитить ни от пуль, ни от взрывов.

«По мнению американской газеты New York Times, эта машина … изначально не соответствовала условиям любого театра боевых действий. Коробчатый кузов и полное отсутствие бронезащиты делают "Хаммер" стальным гробом на колесах … В "базовой" комплектации, не защищенный навесными бронелистами, Humvee может быть поражен из автомата — тонкая броня, установленная под прямым углом, не заставляет пули рикошетить», — «Лента.ру».

А защиту от мин даже защитой трудно назвать: самая бронированная новейшая версия выдерживает под днищем взрыв максимум 1,5-кг бомбы. Что происходило со стандартной модификацией в Ираке, даже страшно представить. «Тигр» в базовой версии оставался на ходу при подрыве до 600 г взрывчатки в тротиловом эквиваленте. А усиленная модификация выдерживает до 2 кг.

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Но и создали российский аналог значительно позже.

«Тигр» против «Хамви»

В конце 90-х арабская фирма Bin Jabr Group Ltd по заказу иорданского короля Абдула II объявила тендер на $60 млн по созданию конкурента для «Хамви». Победителем стала «дочка» Горьковского автозавода, которая выкатила 3 опытных образца на выставке lDEX-2001.

Арабы начали производить свой аналог с 2005-го. А в России созданием «Тигра» занялся Арзамасский машиностроительный завод. Бронеавтомобили первое время оснащались американскими двигателями Cummins, а с 2016 года — российскими ЯМЗ-5347-10.

Сравним:

«На Хамви установлен Detroit Diesel V8 объемом 6,5 литров. Он развивает 195 л.с. при 3400 об/мин и 581 Нм при 1700 об/мин. <...> Ярославский дизель меньше детройтского по объему, 4,4 литра, но чуть мощнее. Он развивает 158 кВт (215 л.с.) при 2600 об/мин. Максимальный крутящий момент меньше, 470 Нм, но приходится уже на 1000 об/мин», — журнал «За рулем».

После того как «Тигр» обзавелся более мощным двигателем, у него на капоте появилось характерное рифление.

SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...
SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...

По скорости и экономичности обе машины идут рука об руку, считает издание. В то же время российское авто немного больше по размеру и просторнее внутри. Экипаж «Хамви» — 5 человек: 4 в салоне и пулеметчик в люке. «Тигр» же рассчитан на 6 бойцов, а если добавить места вдоль бортов, можно вместить и 9.

В плане бронирования и защищенности российская машина ушла далеко вперед, особенно в свежей модификации «Безумный Макс», которая, по некоторым сведениям, держит взрыв под днищем до 6 кг в тротиловом эквиваленте, что для предшественников просто недосягаемый результат, не говоря о «Хаммере».

Появившиеся позднее в армии США образцы вроде Oshkosh m-atv — это немного другой класс техники, которому соответствуют российские «Тайфуны», так что сравнивать «Тигр» с ними не совсем корректно. Хотя и было бы интересно. Если хотите, мы проведём такое сравнение. Оставляйте комментарии.

Читайте также:

Материал создан при поддержке проекта SFERA

Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Экстренные новости будут в закреплённых сообщениях.