Найти в Дзене
Кривое зеркало

Как стартапу провести конкурентный анализ. 14 полезных сервисов для анализа конкурентов.

Молодой предприниматель Гриша продает мебель. Он придумал классную идею: делать модульные диваны, чтобы клиент мог сам менять размер, цвет и форму. Юный бизнесмен зарегистрировал ИП, сделал красивый сайт и качественную мебель. Успех казался уже совсем близко, но почему-то никто не покупал инновационные диваны. Тогда Григорий залез в интернет и посмотрел, что делают другие мебельные компании. Оказалось, что почти все большие производители уже продают модульные диваны, а инновационную идею реализовали задолго до нашего героя. Ситуация кажется глупой. Однако в реальности на грабли Григория наступают очень часто. Предприниматели пытаются выйти на рынок без качественного конкурентного анализа и проваливаются, так как не предложили клиенту ничего нового. Конкурентный анализ – процесс сбора информации о конкурентах
Конкуренты бывают: Прямые – производят схожие продукты и удовлетворяют те же потребности. Пример: Apple и Samsung. Косвенные – решают ту же проблему, но другим способом.
Оглавление

Молодой предприниматель Гриша продает мебель. Он придумал классную идею: делать модульные диваны, чтобы клиент мог сам менять размер, цвет и форму. Юный бизнесмен зарегистрировал ИП, сделал красивый сайт и качественную мебель.

Успех казался уже совсем близко, но почему-то никто не покупал инновационные диваны. Тогда Григорий залез в интернет и посмотрел, что делают другие мебельные компании. Оказалось, что почти все большие производители уже продают модульные диваны, а инновационную идею реализовали задолго до нашего героя.

Ситуация кажется глупой. Однако в реальности на грабли Григория наступают очень часто. Предприниматели пытаются выйти на рынок без качественного конкурентного анализа и проваливаются, так как не предложили клиенту ничего нового.

Конкурентный анализ – процесс сбора информации о конкурентах


Конкуренты бывают:

Прямые – производят схожие продукты и удовлетворяют те же потребности. Пример: Apple и Samsung.

Косвенные – решают ту же проблему, но другим способом.
Пример: Яндекс.Такси и Делимобиль.

Скрытые – конкуренты, которые делают другие продукты, но претендуют на те же деньги. Пример: вы решаете, что подарить маме на день рождение. В этом случае продавцы духов, косметики и украшений будут скрытыми конкурентами.

Конкурентный анализ помогает скорректировать маркетинговую стратегию, проверить гипотезы, составить УТП и удачно выйти на рынок. Если компания хочет найти своего клиента, то ей нужно чем-то отличаться от конкурентов.

Где искать?

Прежде чем анализировать конкурентов, сначала их нужно найти. В этом помогут:

1. Результаты выдачи поисковых систем

2. Каталоги, справочники: 2gis, yell, яндекс справочник

3. Маркетплейсы и товарные агрегаторы: ozon, wb и др.

4. Отраслевые рейтинги, ассоциации, исследования

5. Выставки и конференции

6. Запросы и подписки в соцсетях

7. Similarweb поможет найти сайты конкурентов

8. Роспрофайл поможет проверить контрагентов и найти связи между компаниями

Что анализировать?

Маркетологи выделяют разные критерии для анализа. Пункты отличаются в зависимости от цели конкурентного анализа, глубины и подхода. Примерный список собран в таблицу:

-2

Первый шаг. Как себя преподносят клиенту?

Позиционирование помогает заложить образ товара или компании в сознание людей. На первом этапе важно понять как конкуренты создают этот образ. Обратите внимание на:

  • Слоганы и заголовки
  • Описание продуктов и процесса производства
  • Примеры работ
  • Историю
  • Учредителей
  • Миссию и ценности
  • Соцсети, сайт и рекламу

Пример позиционирования компании, которая продает садовую мебель - https://gardenpremium.ru/
Пример позиционирования компании, которая продает садовую мебель - https://gardenpremium.ru/

Второй шаг. Что предлагают?

На втором этапе проанализируем предложения конкурентов. Посмотрим, как позиционирование воплощается на практике. Изучите:

1. Продуктовую линейку: какие товары и услуги компания предлагает клиентам.

2. Уникальное торговое предложение конкурентов: скорость доставки, высокое качество, низкая цена и др. Подробнее об УТП.

3. Цены: какой ценовой сегмент у компании, за сколько продают свой товар.

4. География: где продают, какой охват у конкурентов.

5. Целевая аудитория: кому предлагают свои услуги и товары.

Посмотреть старые версии сайтов-конкурентов поможет archive.org


Третий шаг. Откуда конкуренты получают клиентов?

Анализ позиционирования и предложения поможет сформировать общее представление о конкурентах. Теперь углубимся в частности.

Сервисы, которые помогут проанализировать маркетинг конкурентов:

Офлайн рекламаMediascope. Сервис предоставит данные по наружной рекламе, продвижению на радио, телевидении и в прессе.

Аналитика каналовSimilarweb. Поможет проанализировать демографию аудитории, похожие сайты, трафик соцсетей, маркетинговые каналы.

Поисковый маркетинг – ключевые запросы конкурентов, рекламные объявления, сбор семантики, анализ SEO:

  • Megaindex

Ограниченная бесплатная версия сайта - https://www.megaindex.ru/

Полная платная версия- https://ru.megaindex.com/

  • Spywords. Сервис предоставляет полный анализ Яндекс.Директа, возможность сравнить свой сайт с конкурентами.
  • Keyso. Показывает объявления в рекламной сети Яндекса (РСЯ).

Четвертый шаг. Что говорят конкуренты о себе?

Четвертый этап посвящен инфополю конкурентов. Собрать информацию вам помогут:

  1. Email-маркетинг
  2. Блог и соцсети: тематика, количество контента и подписчиков, периодичность постов
Popsters поможет проанализировать и сравнить публикации в социальных сетях.

3. Форумы

Cервис Popsters
Cервис Popsters

Пятый шаг. Что о конкурентах говорят другие?

Пятый этап - анализ репутации конкурентов. Проанализируйте отзывы, упоминания в поисковых системах и новостях, чтобы собрать данные.

Сервисы для мониторинга репутации конкурентов:

  • Babkee – бесплатный, но ограниченный.
  • Youscan – платный и более качественный.
  • Mention – международный сервис.
Cервис Mention
Cервис Mention

Шестой шаг. Анализ сайта

Юзабилити: расположение элементов, качественная верстка контента, логика, удобство.

Механизмы вовлечения и удержания: фото, видео, статьи, отзывы, новости, личный кабинет.

Триггеры доверия на сайте: фотографии сотрудников, дипломы, рекомендательные письма, отзывы клиентов.

Как получают заказы: телефон в шапке, форма заказа, онлайн консультант, корзина, обратный звонок, форма обратной связи, контакты.

Сервисы:
Wappalyzer покажет интеграции, виджеты, скрипты, установленные системы аналитики.
Pagespeed покажет скорость загрузки.

Седьмой шаг. Собираем вместе

На финальном этапе нужно собрать и систематизировать всю информацию. Шаги, которые помогут упорядочить данные:

1. Формирование базы – вся информация о конкурентах.

2. Создать таблицу – упорядочить информацию.

3. Сделать SWOT-анализ.

Источник: https://beseller.by/blog/swot-analiz/
Источник: https://beseller.by/blog/swot-analiz/

Резюме

Конкурентный анализ - процесс сбора и анализа информации о конкурентах для корректировки маркетинговой стратегии и создания УТП. Встречаются прямые, косвенные и скрытые конкуренты.

-7

Чтобы лучше разобраться в теме:

1. Видео Яндекс Рекламы

2. Статья Яндекса

3. Статья GeekBrains

4. Статья Тинькофф

5. Статья SkillBox