Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий дал очередное интервью "Московскому комсомольцу", в котором шла речь о проблемах проведения платежей с Китаем, о текущих и предстоящих тенденциях курса рубля.
Как помним из предыдущих прогнозов, Осадчий в моем личном рейтинге аналитиков из СМИ находится на высоких позициях, он всегда комментирует ситуацию вполне объективно и реалистично, порой разве что не договаривая того, что не пропустила бы цензура, либо давая обтекаемые ответы. Судя по комментариям читателей, у многих он тоже вызывает больше доверия на фоне других, так что, вот вам небольшой обзор новых высказываний и прогнозов Максима Осадчего.
Итак, сразу же журналист спросил, а в чем, собственно, смысл закрытия информации о валютных торгах на межбанковском рынке, что полностью исключает хоть какую-то прозрачность установления официального курса рубля.
Осадчий тут как раз дал обтекаемый ответ, из которого я лично делаю вывод, что он тоже не видит в этом объективных причин: скрыли, чтобы "противник" не видел, а что конкретно это поможет предотвратить - непонятно.
В сокрытии объемов торговли юанем особой пользы не вижу, а вот то, что скрыли информацию о внебиржевой торговле долларами и евро — объяснимо, ведь основной удар новых санкций 12 июня пришелся именно на уничтожение торговли безналичными долларами и евро.
На фронте ведь тоже прибегают к маскировке, пытаются сделать важные объекты «невидимыми» для противника, чтобы избежать ударов по ним.
И неужели торги юанем не находятся "в прицеле противника"? По-моему, еще более находятся, ведь сейчас это основная валюта для России. Так что, логики тут не вижу.
Далее г-н Осадчий объясняет, почему в настоящий момент наблюдается некоторое укрепление рубля. Здесь все логично, я сам тоже давал подобные объяснения:
Курс рубля стал резко укрепляться, так как иностранные банки, в первую очередь, китайские, стали еще активнее отказываться от приема платежей из России из-за угрозы вторичных санкций.
Динамика торговли с Китаем (а именно - снижение импорта оттуда), по его словам, играет ключевую роль в укреплении рубля, о чем я тоже не раз писал:
(Играет) ключевую (роль). Ведущие бизнес с Китаем российские предприниматели столкнулись с тем, что перестали проходить платежи местным контрагентам через филиал второго по размеру активов банка России в Шанхае. По данным российских СМИ, китайские поставщики не могут получить деньги, направленные российскими контрагентами после 20 июня. До филиала средства доходят, но дальше зависают.
И отмечает, что пользы от такого укрепления рубля для России нет:
Да, именно из-за угрозы вторичных санкций китайские банки отказываются принимать платежи из России. Как показывает практика, решить эту проблему не получается даже с помощью филиалов российских банков в Китае, тем более что все они находятся под санкциями. В результате российско-китайская торговля работает в одностороннем режиме: из Китая в Россию юани льются широкой рекой — преимущественно за экспорт сырья, а вот обратно, из России в Китай, юаневая река стремительно мелеет, импорт из Поднебесной сокращается. В результате рубль укрепляется, но пользы для российской экономики от этого укрепления мало: от него страдают и бюджет, и экспортеры.
Буквально то же самое я написал уже вскоре после новостей о санкциях 12 июня: рубль укрепляется и прежде всего к юаню (ключевая роль), но в этом нет ничего хорошего:
Также он констатирует, что именно по этой причине (чтобы не допускать сильного укрепления рубля) правительство уже дважды снизило порог обязательной продажи валютной выручки, о чем я тоже уже не раз писал. Также он говорит, что эта мера может быть и полностью отменена, что также совпадает с моим видением ситуации.
...после введения санкций 12 июня требования об обязательной продаже экспортёрами валютной выручки стали способствовать дестабилизации валютного курса и снижению устойчивости валютного рынка.
Не исключено, что смягчение требований об обязательной продаже валютной выручки в этом году продолжится вплоть до полного отказа от этой меры.
Далее самое интересное. Поскольку даже смягчение требований по обязательной продаже валютной выручки не дает желаемого эффекта (рубль выглядит чуть переукрепленным - ниже заложенного в бюджет курса, и не хочет слабеть), а также на фоне истощения ФНБ, правительство будет все чаще включать "печатный станок". "В условиях геополитического конфликта рубль обречен на ослабление", - отмечает Осадчий. Сложно не согласиться:
В условиях геополитического конфликта рубль обречен на ослабление. По мере исчерпания ликвидных активов Фонда национального благосостояния (ФНБ), печатный станок будет работать все активнее.
В конце своего интервью Осадчий делает главный вывод: ни Минфин, ни экспортеры (составляющие основу российской экспортоориентированной экономики) не заинтересованы в укреплении рубля. Поэтому рубль будет слабеть и дальше, курс неизбежно снова уйдет к 100 рублям за доллар. При этом снова подчеркивает, что дефицит бюджета может в значительной степени финансироваться за счет "печатного станка", ведь другие источники его финансирования истощены или заканчиваются:
— Ни Минфин, ни экспортеры не заинтересованы в укреплении рубля. Кроме того, дефицит бюджета может в значительной степени финансироваться за счет печатного станка, что способствует ослаблению национальной валюты. Так что разворот тенденции на валютном рынке неизбежен, курс вновь двинется к уже неоднократно достигнутому ранее уровню 100 рублей за доллар.
Вот, собственно, такое видение, которое практически полностью совпадает с моим. В нем нет никакого "все пропало", как часто пишут в комментариях, в нем объективная реальность, с которой сложно поспорить.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.