Продолжается эпопея вокруг многострадального утилизационного сбора. Хотя, почему же многострадального? Для бюджета это прекрасный источник дополнительных денег. И денег очень даже не маленьких.
Для АвтоВАЗа тоже всё отлично. Можно поднимать ценники на свою продукцию каждый год и при этом совсем ничего не делать в плане улучшения качества или комплектации. Вот совсем ничего.
А зачем? Твои машины всё равно будут дешевле китайских (других у нас не осталось) иномарок. Поэтому их всё равно будут брать лучше и больше. Так зачем напрягаться? Странно даже, что они не приняли решение выпускать Гранту без подушек безопасности до 2050 года.
А вместо этого выкатили и собираются запустить в продажу «Искру».
Утилизационный сбор опять хотят поднять?
Да, хотя его уже поднимали в прошлом году. И ведь серьёзно поднимали. Напомню, с августа 2023-го ставки по легковым автомобилям скакнули сразу на 1,7-3,7 раза в зависимости от объёма двигателя.
А на электромобили вообще в 11 раз, что быстро привело к тому, что китайские «электрички», которые сюда завозили через параллельный импорт, начали быстренько вымирать.
Но этого сторонникам «утиля» показалось мало. Неделю назад Министерство промышленности и торговли разработали постановление, в котором предлагают поэтапно повышать утилизационный сбор вплоть до 2030 года!
Первое повышение запланировано на октябрь года текущего. В самой популярной категории — легковушки с объёмом мотор от 1,0 до 2,0 литров, «утиль» вырастет с нынешних 300 600 рублей до 556 200 рублей.
В чистом выражении получается почти 256 000 рублей. По идее, эта сумма осядет в ценниках не те самые завозные иномарки.
Если же смотреть на перспективу, то в 2030 году в ценнике каждой иномарки, которая не собирается внутри России, будет уже 1 172 400 рублей одного только утилизационного сбора.
И если представить совсем нереалистичный расклад, при котором сами цены на иномарки за 5 лет не вырастут совсем, и какой-нибудь простенький Changan Alsvin так и будет стоить 1,6 миллиона в базе со всеми скидками, то легко посчитать, насколько он подорожает.
Получается почти 2,8 миллиона за уже малость устаревший и не самый высококачественный седан.
У меня только один вопрос — а зарплаты к тому времени тоже вырастут где-нибудь на 146%?
Какой смысл поднимать утилизационный сбор?
Большинство экспертов говорят плюс-минус одно и тоже. Например, могу привести слова Антона Шапарина, который является вице-президентом Национального автомобильного союза (НАС).
Он выделяет две самых главных причина повышения «утиля».
Первая причина — доходы в бюджет. Ровно тоже самое, о чём я сам писал в самом начале статьи.
Речь ведь идёт о дополнительных миллиардах рублей. Да, понятное дело, что заплатит за это конечный покупатель. И с каждым годом, при том условии, что доходы населения особо расти не будут, автомобиль всё больше и больше начнут становится роскошью.
А не просто вещью, которая есть почти у каждой семьи. Всё, как в славные советские времена.
Вторая причина — АвтоВАЗ будет в безопасности. Ни одна китайская марка даже близко не сможет подобраться к нему по ценникам.
Как заявил Шапарин, уже в этом году автомобили Lada могут подорожать на 100 000 рублей. Если в октябре сам «утиль» вырастет на те самые 256 000 рублей.
Очень удобно, не правда ли? Даже ESP на Весту возвращать не надо. И так будут охотно покупать, ведь китайцы сильно подорожают.
Но ведь помимо утилизационного сбора надо учесть ещё один фактор — ставки по кредитам. Они за последние пару лет тоже сильно выросли. А если в этом году случится ещё одно поднятие ключевой ставки, о чём сейчас многие говорят, то ставки вырастут ещё сильнее.
Хотя уже сейчас автомобильный кредит со ставкой в 19-20% уже является нормой. Можете походить по автосалонам, поспрашивать.
У отдельных дилеров мне предлагали китайца в кредит под 23-26% годовых!
А ведь ещё 3-4 года назад такую «дичь» можно было представить только в салонах у «серых» дилеров, которые занимались откровенным мошенничеством.
Интересно, кстати, что сегодня предлагают они? Кредиты под 50% годовых?
В совокупности мы получаем картинку, где личный автомобиль становится чем-то элитарным. Даже если у тебя новенькая Лада или самая простая иномарка.
Ведь тебе надо сначала накопить на «утиль», а потом ещё выдерживать ежемесячный платёж по кредиту в 30, 40 или 50 тысяч рублей.
Или продавать родительскую дачу, если таковая была. Тогда может и совсем без кредита обойтись получится, вот только высаживать рассаду придётся в багажнике вашего китайского кроссовера.
Примут или нет?
Если приняли в прошлом году, то что помешает в этом? Кто-то заметил резкий провал в статистике продаж? Его нет, россияне пока ещё продолжают идти в салоны, брать Гранту за миллион с лишним и китайцев за 3 миллиона.
Берут кредиты на 7 лет со ставкой в 20% годовых. Сколько это продлится? Понятия не имею. Но продолжается. А вы говорите, народ у нас бедный. В каком месте?
Своим мнением можно поделиться в комментариях ниже. Буду очень признателен за интересный взгляд на ситуацию.
Советую посмотреть:
Эксперт назвал самый добротный SUV среди китайцев. Это «семёрка», которую теперь выпускает и АвтоВАЗ
Настоящие охотники: обзор модельного ряда Jaecoo
Если было интересно, предлагаю подписаться на канал. Самые свежие новости, заметки о редких моделях и шпионские фотографии. Лучшее из мира нашего автопрома.