В одной из прошлых статей я рассказывал вам о Нюрбинском авиапредприятии.
Там я упомянул, что Нюрбинский ОАО в какой-то момент был вторым по величине эксплуатантом Ми-6 в гражданской авиации СССР. Всего через Нюрбу прошло 22 вертолёта Ми-6 и Ми-6А. Вот фотографии некоторых из них:
Большинство этих прекрасных машин были благополучно списаны и порезаны, но некоторые потерпели аварии, как СССР-21079, столкнувшийся с вертолётом Ми-8.
Или перевернулся, задев колесом шасси землю, как СССР-21143.
СССР-21876 не смог взлететь, столкнулся с деревьями и остался лежать в тайге.
СССР-21064 тоже столкнулся с деревьями, но на посадке.
А СССР-21155 хоть и рухнул на землю при разгрузке трубы, но был чудесным образом восстановлен и эксплуатировался ещё шесть лет.
С другой стороны, СССР-21025 хоть и совершил грубую посадку с гораздо меньшими повреждениями, был после этого списан.
Однако, до наших дней долил ровно один вертолёт Ми-6 Нюрбинского ОАО, а именно — СССР-21138. Сегодня это памятник в городе Нюрба, недавно я показывал вам видео, снятое Анастасией Юшкевич.
Этот Ми-6А был выпущен Ростовским вертолётным заводом в апреле 1971 года с заводским номером 715404В. Вот так провожали заводчане только что построенный своими руками вертолёты. На фото другой вертолёт того же отряда — СССР-21025, но СССР-21138 наверняка провожали так же.
Этому вертолёту повезло: он не попал ни в одну катастрофу и спокойно прослужил до 1996 года. Вот он в Нюрбе в 1992 году:
Но всему на свете выходят сроки, и 12 февраля 1996 г. вертолёт был списан с формулировкой «Неудовлетворительное коррозионное состояние, экономическая нецелесообразность содержания». Эра Ми-6 подошла к концу.
По словам Михаила Коха, СССР-21138 «сперва сохранили на всякий, как пожарный вертолет, потом уже чудом не порезали». В результате 2009 год вертолёт встретил живым, но очень сильно разграбленным.
Исчезли люки, двери, остекление.
Грузовые створки раскрыты...
Внутри жуткий хаос.
Вертолёт стоял на земле, почти в болоте.
К 2013 году ситуация изменилась: из вертолёта решили сделать памятник. Его водрузили на небольшую возвышенность, огородили каким-никаким забором.
Вертолёт установили на пересечении одной из центральных улиц — Комсомольской, с улицей Алькова, ведущей к аэропорту.
Пустые проёмы заклепали листовым металлом.
Но толком даже не покрасили.
Остаётся только сказать «спасибо, что живой».