Найти в Дзене
Советская авиация

Как советские авиаторы осваивали Якутию

Оглавление

Благодаря моей доброй подруге Анастасии Юшкевич я могу пригласить своих читателей на экскурсию в музей одного из важнейших авиапредприятий Сибири, расположенному на аэродроме в городе Нюрба.

Настя Юшкевич трудится над восстановлением МиГ-23МЛД в Монино
Настя Юшкевич трудится над восстановлением МиГ-23МЛД в Монино

Нюрба — это небольшой городок на 10 тыс. жителей, расположенный между Якутском и Мирным, на берегу реки Вилюй. Название города происходит от эвенкийского рода Нюрмаган — «вооружённые стрелами». Поселение известно с XVIII века, но статус города получило только в 1997 году. При СССР село было центром освоения алмазных месторождений Якутии, здесь базировалась Амакинская геологоразведочная экспедиция.

-2

Очень важным объектом села был аэродром, на котором располагалась одна из наиболее крупных авиагрупп в Сибири и на Дальнем Востоке. 12 сентября 1956 г. приказом начальника ГУГВФ на базе 4-й авиаэскадрильи 140-го летного отряда был образован 192-й авиаотряд с базированием в Нюрбе.

Здание аэропорта, 1970-е гг. Источник: mdnutkina.sakha.muzkult.ru/news/99403450
Здание аэропорта, 1970-е гг. Источник: mdnutkina.sakha.muzkult.ru/news/99403450

В те времена по узенькой дорожке дощатого тротуара, ведущей от клуба «Авиатор», можно было за 10 минут добраться до первого здания аэровокзала.

Источник: mdnutkina.sakha.muzkult.ru/news/99403450
Источник: mdnutkina.sakha.muzkult.ru/news/99403450

Со временем здание аэровокзала обветшало и его заменили современным.

Не сохранился и деревянный клуб «Авиатор».

Источник: mdnutkina.sakha.muzkult.ru/news/99403450
Источник: mdnutkina.sakha.muzkult.ru/news/99403450

Ныне Нюрнбинское авиапредприятие является филиалом «Полярных авиалиний». Рядом с их административным зданием в августе 2008 года установлен вертолёт Ми-2 СССР-20555.

Источник: Михаил Кох
Источник: Михаил Кох

А внутри здания есть музей авиапредприятия, куда мы и отправимся, чтобы узнать его историю.

Источник: Анастасия Юшкевич
Источник: Анастасия Юшкевич

За 70 лет существования аэродрома в Нюрбе на нём базировались самые разные типы летательных аппаратов, перечисленные на этом стенде в музее.

Источник: Анастасия Юшкевич
Источник: Анастасия Юшкевич

С момента основания авиапредприятия здесь базировались самолёты По-2 и Як-12, а также вертолёты Ми-1. Нюрбинское авиапредприятие было широко известно за пределами Якутской АССР. Работали в нём профессионалы из разных уголков страны.

Источник: Анастасия Юшкевич
Источник: Анастасия Юшкевич

15 мая 1957 года была создана вертолётная эскадрилья на Ми-1 и Ми-4. Со временем Нюрбинский вертолётный авиаотряд станет крупнейшим на Дальнем Востоке и в Сибири. Профессия лётчика была уважаемой и почётной. Время покорителей высокого неба оставила неизгладимый след в жизни небольшого поселка.

В январе 1958 г. организована транспортная эскадрилья на самолётах Ли-2.

Источник: Михаил Кох
Источник: Михаил Кох

Открылась воздушная линия Нюрба – Сунтар – Вилюйск – Сангары – Якутск, а также трасса на Красноярск.

Источник: Михаил Кох
Источник: Михаил Кох

В том же году началась эксплуатация самолётов Ан-2, которая проходила не без проблем, как видно по этим фотографиям. Самолёт без носовой стойки на грунтовой ВПП легко мог «козлить», или капотировать.

В апреле 1966 г. в Нюрбинском ОАО создан 270-й лётный отряд, туда переданы Ми-1, Ми-4 и Ан-2. 17 мая того же года в 270 ЛО передан первый Ми-6.

Со временем Нюрбинский ОАО стал вторым по величине эксплуатантом Ми-6 в гражданской авиации СССР.

В 1967 году 270-й ЛО получил самолёты Ил-14. К Нюрбинскому авиапредприятию были приписаны Вилюйск, Верхневилюйск, Кысыл-Сыр, Ленск, Мирный, Оленёк, Саскылах, Чернышевский, внутрирайонные авиаплощадки и более десяти авиаплощадок Амакинской экспедиции.

Источник: Анастасия Юшкевич
Источник: Анастасия Юшкевич

В феврале 1969 г. Нюрбинский ОАО перебазирован в Мирный и спустя два года объединён с Мирнинским ОАО.

Авиаторы на первомайской демонстрации 1970 г. Источник: mdnutkina.sakha.muzkult.ru/news/99403450
Авиаторы на первомайской демонстрации 1970 г. Источник: mdnutkina.sakha.muzkult.ru/news/99403450

Однако, уже в следующем году Нюрбинский авиаотряд восстановлен в составе 270-го ЛО, АТБ, базового аэропорта Нюрба и приписных а/п Сунтар, Вилюйск, Верхневилюйск и Кысыл-Сыр.

Источник: Анастасия Юшкевич
Источник: Анастасия Юшкевич

На 1972 год в Нюрбе числилось 19 самолётов Ан-2, семь вертолётов Ми-6, три Ми-8, семь Ми-4 и шесть Ми-1. Самолёты Ил-14 и Ли-2 переданы в Мирный.

Источник: Анастасия Юшкевич
Источник: Анастасия Юшкевич

В 1973 году началась эксплуатация вертолётов Ми-2.

В мае 1978 года поступили чехословацкие самолёты L-410.

Источник: Анастасия Юшкевич
Источник: Анастасия Юшкевич

В 1981 году создан 419-й ЛО, куда были переведены все Ан-2 и L-410.

А 270-й ЛО стал чисто вертолётным, в нём эксплуатировались Ми-2, Ми-6 и Ми-8.

Авиарейсы в Якутск были ежедневными. Периодически самолёты летали из Нюрбы в Мирный и Иркутск. На грунтовой полосе аэродрома Нюрба можно было видеть самолёты Ан-24 и Ан-12 якутского авиаотряда.

Источник: Михаил Кох
Источник: Михаил Кох

Случались в Нюрбе и авиапроисшествия.

В июне 1988 года 419-й ЛО преобразован в 8-й ЛО Якутского УГА. А в 1993 году деятельность ОАО прекращена в связи с реорганизацией в Нюрбинский филиал Национальной авиакомпании «Саха Авиа». Кроме того, в 1998 году в Нюрбе было основано ГУП Авиакомпания «Вилюй», получившее «в наследство» от Нюрбинского АП самолёты Ан-2, Ан-12, Ан-24 и Ан-26, а также вертолёты Ми-2, Ми-6 и Ми-8.

Источник: Анастасия Юшкевич
Источник: Анастасия Юшкевич

В 2001 году «Вилюй» была ликвидирована, и оставшаяся техника перешла а/к «Полярные авиалинии», которым и сегодня принадлежит аэропорт в Нюрбе.

Источник: Анастасия Юшкевич
Источник: Анастасия Юшкевич

А что ещё есть в музее Нюрбинского филиала «Полярных авиалиний»?

Источник: Анастасия Юшкевич
Источник: Анастасия Юшкевич

Например, авиационная и историческая литература.

Различное радиооборудование.

Источник: Анастасия Юшкевич
Источник: Анастасия Юшкевич

Ещё есть небольшая коллекция памятных вымпелов.

Под потолком висят модельки самолётов и вертолётов, эксплуатировавшихся здесь.

А также пара напоминаний о самолёте Ил-62, хотя такие самолёты никогда в Нюрбу не прилетали, разумеется.

И сегодня в небе над Нюрбой можно видеть исключительно авиапарк времён СССР: самолёты Ан-2, Ан-24, Ан-26 и Ан-38, вертолёты Ми-8.

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!