Благодаря моей доброй подруге Анастасии Юшкевич я могу пригласить своих читателей на экскурсию в музей одного из важнейших авиапредприятий Сибири, расположенному на аэродроме в городе Нюрба.
Нюрба — это небольшой городок на 10 тыс. жителей, расположенный между Якутском и Мирным, на берегу реки Вилюй. Название города происходит от эвенкийского рода Нюрмаган — «вооружённые стрелами». Поселение известно с XVIII века, но статус города получило только в 1997 году. При СССР село было центром освоения алмазных месторождений Якутии, здесь базировалась Амакинская геологоразведочная экспедиция.
Очень важным объектом села был аэродром, на котором располагалась одна из наиболее крупных авиагрупп в Сибири и на Дальнем Востоке. 12 сентября 1956 г. приказом начальника ГУГВФ на базе 4-й авиаэскадрильи 140-го летного отряда был образован 192-й авиаотряд с базированием в Нюрбе.
В те времена по узенькой дорожке дощатого тротуара, ведущей от клуба «Авиатор», можно было за 10 минут добраться до первого здания аэровокзала.
Со временем здание аэровокзала обветшало и его заменили современным.
Не сохранился и деревянный клуб «Авиатор».
Ныне Нюрнбинское авиапредприятие является филиалом «Полярных авиалиний». Рядом с их административным зданием в августе 2008 года установлен вертолёт Ми-2 СССР-20555.
А внутри здания есть музей авиапредприятия, куда мы и отправимся, чтобы узнать его историю.
За 70 лет существования аэродрома в Нюрбе на нём базировались самые разные типы летательных аппаратов, перечисленные на этом стенде в музее.
С момента основания авиапредприятия здесь базировались самолёты По-2 и Як-12, а также вертолёты Ми-1. Нюрбинское авиапредприятие было широко известно за пределами Якутской АССР. Работали в нём профессионалы из разных уголков страны.
15 мая 1957 года была создана вертолётная эскадрилья на Ми-1 и Ми-4. Со временем Нюрбинский вертолётный авиаотряд станет крупнейшим на Дальнем Востоке и в Сибири. Профессия лётчика была уважаемой и почётной. Время покорителей высокого неба оставила неизгладимый след в жизни небольшого поселка.
В январе 1958 г. организована транспортная эскадрилья на самолётах Ли-2.
Открылась воздушная линия Нюрба – Сунтар – Вилюйск – Сангары – Якутск, а также трасса на Красноярск.
В том же году началась эксплуатация самолётов Ан-2, которая проходила не без проблем, как видно по этим фотографиям. Самолёт без носовой стойки на грунтовой ВПП легко мог «козлить», или капотировать.
В апреле 1966 г. в Нюрбинском ОАО создан 270-й лётный отряд, туда переданы Ми-1, Ми-4 и Ан-2. 17 мая того же года в 270 ЛО передан первый Ми-6.
Со временем Нюрбинский ОАО стал вторым по величине эксплуатантом Ми-6 в гражданской авиации СССР.
В 1967 году 270-й ЛО получил самолёты Ил-14. К Нюрбинскому авиапредприятию были приписаны Вилюйск, Верхневилюйск, Кысыл-Сыр, Ленск, Мирный, Оленёк, Саскылах, Чернышевский, внутрирайонные авиаплощадки и более десяти авиаплощадок Амакинской экспедиции.
В феврале 1969 г. Нюрбинский ОАО перебазирован в Мирный и спустя два года объединён с Мирнинским ОАО.
Однако, уже в следующем году Нюрбинский авиаотряд восстановлен в составе 270-го ЛО, АТБ, базового аэропорта Нюрба и приписных а/п Сунтар, Вилюйск, Верхневилюйск и Кысыл-Сыр.
На 1972 год в Нюрбе числилось 19 самолётов Ан-2, семь вертолётов Ми-6, три Ми-8, семь Ми-4 и шесть Ми-1. Самолёты Ил-14 и Ли-2 переданы в Мирный.
В 1973 году началась эксплуатация вертолётов Ми-2.
В мае 1978 года поступили чехословацкие самолёты L-410.
В 1981 году создан 419-й ЛО, куда были переведены все Ан-2 и L-410.
А 270-й ЛО стал чисто вертолётным, в нём эксплуатировались Ми-2, Ми-6 и Ми-8.
Авиарейсы в Якутск были ежедневными. Периодически самолёты летали из Нюрбы в Мирный и Иркутск. На грунтовой полосе аэродрома Нюрба можно было видеть самолёты Ан-24 и Ан-12 якутского авиаотряда.
Случались в Нюрбе и авиапроисшествия.
В июне 1988 года 419-й ЛО преобразован в 8-й ЛО Якутского УГА. А в 1993 году деятельность ОАО прекращена в связи с реорганизацией в Нюрбинский филиал Национальной авиакомпании «Саха Авиа». Кроме того, в 1998 году в Нюрбе было основано ГУП Авиакомпания «Вилюй», получившее «в наследство» от Нюрбинского АП самолёты Ан-2, Ан-12, Ан-24 и Ан-26, а также вертолёты Ми-2, Ми-6 и Ми-8.
В 2001 году «Вилюй» была ликвидирована, и оставшаяся техника перешла а/к «Полярные авиалинии», которым и сегодня принадлежит аэропорт в Нюрбе.
А что ещё есть в музее Нюрбинского филиала «Полярных авиалиний»?
Например, авиационная и историческая литература.
Различное радиооборудование.
Ещё есть небольшая коллекция памятных вымпелов.
Под потолком висят модельки самолётов и вертолётов, эксплуатировавшихся здесь.
А также пара напоминаний о самолёте Ил-62, хотя такие самолёты никогда в Нюрбу не прилетали, разумеется.
И сегодня в небе над Нюрбой можно видеть исключительно авиапарк времён СССР: самолёты Ан-2, Ан-24, Ан-26 и Ан-38, вертолёты Ми-8.