История мейсенской фарфоровой мануфактуры началась в 1710 году, когда фарфоровый мастер Йоханн Фридрих Ботцдорф смог разработать секрет формулы изготовления фарфора. Это стало революционным достижением, так как до этого Европа импортировала фарфор из Китая.
Мейсенская фарфоровая мануфактура была основана принцем-выборщиком Августом Сильным, который увидел огромный потенциал в производстве фарфора. Он стал покровителем Ботцдорфа и помог ему создать первую фарфоровую мануфактуру в Мейсене.
Символ мейсенского фарфора — два скрещенных меча со звездой над ними — был выбран в качестве официального символа мануфактуры. Он символизирует высокое качество и уникальность мейсенского фарфора. Посмотри подборку нескольких скульптур, выставленных на ауционах.
«Кокер-спаниель»
1916 год, Эрих Хёзель (Erich Hösel, 1869–1953).Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1924–1934. Фарфор. подглазурная роспись.Высота 35 см.
Не случайно в начале ХХ века на Мейсенской фарфоровой мануфактуре создается скульптура английского кокер-спаниеля. Эта порода собак, выведенная искусственным путем в Англии в начале XIX века, была признана официально только 1902 году. На нее были установлены жесткие стандарты, что сильно осложняло дальнейшее выведение. Это условие только усилило моду. В кратчайшие сроки эта порода распространилась по всему миру.
Первая часть названия породы — «кокер» — происходит от английского woodcock, т. е. вальдшнеп: эти собаки хорошо работают в густом кустарнике, поднимая под выстрел вальдшнепов, куропаток, фазанов; они обладают острым чутьем, отличаются выносливостью — способны в поисках дичи пробегать большие расстояния. Изначально главной задачей при выведении данной породы было создание идеального охотничьего пса.
В архиве Мейсенской фарфоровой мануфактуры сохранился отчет Иоганна Кендлера от июня 1766 года: «Смоделировал большую собаку по рисунку, присланному из Москвы, старательно отслеживая все детали. Такая собака лежит на мягкой подушке длиной 21 дюйм, похожей на бархат. Он многократно вышит золотом, украшен золотой отделкой и тщательно украшен кистями на всех четырех углах. Собака похожа на борзых, если бы у последних были большие и густые хвосты. Собака и ошейник были максимально точно скопированы с рисунка».
Екатерина Вторая создала целый культ миниатюрных борзых — левреток. При ее дворе собаки появились благодаря барону Томасу Димсдэйлу — английскому врачу, вызванному в Петербург из Лондона в 1768 году для введения в России прививок от натуральной оспы. Он привез собак в подарок императрице. Эта пара борзых стала вскоре родоначальниками огромного потомства.
Скульптура «Русская борзая на подушке» долгое время именовалась «Лизеттой», пока не обратили внимание на то, что изображен кобель. Иоганн Кендлер изобразил Тома Андерсена — собаку, которую Екатерина отличала больше всего. Она считала эту левретку «умнее, чем человек думает об этом», и считала ее «существом, имевшим право на речь».
Кубок с крышкой «Охотничий»
«Арлекин и Коломбина» 1744 год, Иоганн Кендлер (Johann Joachim Kändler, 1706–1775)
Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1880–1924. Фарфор. надглазурная роспись, золочение. Высота 22 см.
Придворные празднества в эпоху барокко и рококо 1730–1740-х годов были событиями театрального и декоративного искусства. Они длились дни, недели или месяцы. Балы-маскарады, оперы, охота, фейерверки и иллюминация были частью разнообразных придворных развлечений.
«Комедия Дель арте», первоначально форма итальянского народного театра, основанная на масках и фигурах с фиксированными персонажами, также полюбилась при высочайших дворах Европы. Театральные жесты и позы, выразительная мимика и красочные костюмы соответствовали интересу Кендлера к моделировке человеческих фигур в движении.
В своей работе модельмейстер использовал модные гравюры Жана-Антуана Ватто и Жака Калло.
Скульптура «Арлекин» 1740 год, Иоганн Кендлер (Johann Joachim Kändler, 1706–1775). Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1949. Фарфор. надглазурная роспись, золочение. Высота 19,5 см.
Скульптура «Коломбина». 1740 год, Иоганн Кендлер (Johann Joachim Kändler, 1706–1775). Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1954.Фарфор. надглазурная роспись, золочение. Высота 22 см.
Коломбина (Columbina — в переводе с итальянского «голубка») — центральный персонаж Комедии Дель арте. Прежде всего это связано с тем, что до появления импровизированного театра роли женщин играли мужчины. Комедия Дель арте впервые вывела на сцену женщину-актрису. Маски у Коломбины нет, но ее лицо, как правило, сильно накрашено.
Коломбина представляет собой влюбленную служанку при хозяине Панталоне или Доктора. Кроме этого, она помогает и своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые зачастую сами к ней неравнодушны.
По характеру маска Коломбина очень схожая с маской Арлекина. Она всегда в хорошем настроении, жизнерадостна и полна энергии и чувства юмора. Основным качеством Коломбины является кокетство, которое сопровождается женской проницательностью, очарованием и жеманством.
Вечным воздыхателем Коломбины был Арлекин, к которому, свою очередь, она была в неравнодушна. Пьеро также пылал любовью к Коломбине и в этом отношении выступал соперником своему другу Арлекину. Арлекин и Коломбина постоянно ищут уединения, вдвоем насмехаются и потешаются над комичным возлюбленным Панталоне и постоянно грустным и подавленным Пьеро.
«Меццетино». Из серии 12 скульптур «Комедиа Дель Арте»
1899 год, Романус Андерсен (Wilhelm Romanus Georg Andresen, 1874–1926) по рисунку Мориса Санда (Maurice Sand, 1823–1889). Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1899–1924. Фарфор.надглазурная роспись. Высота 14 см.
«Меццетино». 1738–1740 год, Иоганн Кендлер (Johann Joachim Kändler, 1706–1775). Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1934–1944. Фарфор. надглазурная роспись, золочение. Высота 18 см.
«Девушка с собакой и зеркалом» 1776 год, Мишель-Виктор Асье (Michael Victor Acier, 1736–1799). Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1850–1870. Фарфор. кружевная лепка, надглазурная роспись, золочение. Высота 14 см.
«Мальчик с собакой и ружьем» 1776 год, Мишель-Виктор Асье (Michael Victor Acier, 1736–1799). Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1850–1870.Фарфор. кружевная лепка, надглазурная роспись, золочение. Высота 14 см.
«Начало танца» 1900 год, Амбрустер Леопольд (Leopold Armbruster, 1862–1936)
Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1900–1924. Фарфор.надглазурная роспись, золочение. Высота 26 см.
Леопольд Армбрустер (1862–1936) — немецкий скульптор, ученик Иоганна Шиллинга и Эрнста Юлиуса Хэнеля. Он учился в Академии художеств в Карлсруэ и Дрездене. В 1900 году Мейсенская фарфоровая мануфактура приобрела несколько моделей его скульптур.
«Добрая мать» 1774 год, Мишель-Виктор Асье (Michael Victor Acier, 1736–1799).Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1850–1870. Фарфор. надглазурная роспись, золочение .Высота 23 см.
Исследователи отмечают, что скульптуры Мишеля-Виктора Асье демонстрируют идеализированный подход к семейным ценностям в аристократической семье того времени, объясняя это в первую очередь влиянием идей Жан-Жака Руссо. В скульптурных композициях Асье можно найти отражение философских идей о семье и особенно о материнстве.
Руссо полагал большим женским трудом воспитание ребенка, семью же называл маленькой клеткой большого организма, а именно государства, воспитывающей гражданина: «Разве любовь, какую мы питаем к своим близким, не является залогом любви к нашей отчизне? Разве не семья, вся маленькая родина, внушает нам привязанность к великой родине?»
Руссо выступал против традиции отдавать детей из аристократических семей на попечение няни или кормилицы, он стыдил матерей, не выполняющих своего природного долга, полагая, что, отказываясь от материнских забот в пользу удовольствий, мать ставит под угрозу существование своей семьи.
Таким образом, ему была близка идея любящей семьи, брака, заключенного по любви, и воспитания детей самими родителями.
«Домашний концерт» 1903 год, Йозеф фон Крамер (Josepf von Kramer, 1841–1908). Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1903–1924. Фарфор. надглазурная роспись, золочение. Высота 21 см.
Йозеф фон Крамер (1841–1908) — немецкий скульптор и живописец. Он учился в Школе прикладного искусства в Нюрнберге и в Академии художеств в Мюнхене, работал на короля Людвига II.
«Покоритель Олимпии» 1890 год, Эммерих Андресен (Emmerich Andresen, 1843–1902)
Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1890–1924.Фарфор. надглазурная роспись, золочение. дерево.Высота 44 см, общая с пьедесталом 52,5 см.
Эммерих Андресен (1843–1902) — немецкий скульптор. Обучался в Гамбурге у Эрнста Готфрида Вивье и в Академии художеств в Дресдене у Эрнста Хенеля. В 1886 году возглавил скульптурную мастерскую Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Его аллегорические фарфоровые скульптуры выдержаны в классико-академическом стиле и обладают характеристиками, типичными для крупномасштабной скульптуры.
Скульптура «Четверо музицирующих детей». 1767 год, Иоганн Кендлер (Johann Joachim Kändler, 1706–1775) Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1840–1870.Фарфор. надглазурная роспись, золочение. Высота 26 см.
«Дуэт». 1737 год, Иоганн Кендлер (Johann Joachim Kändler, 1706–1775) Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1890–1924.Фарфор. надглазурная роспись, золочение. Высота 14,5 см.
Скульптура представляет собой портретное изображение знаменитой итальянской оперной певицы Фаустини Бордони и ее супруга, королевского придворного капельмейстера и композитора Иоганна Адольфа Хассе.
Сюжет для скульптуры Иоганну Кендлеру подала французская гравюра Иоганна Эсайи Нильсона под названием «Музыкальный кабинет».
Присутствие в сцене мопса также не случайно. Он указывает на масонский «Орден Мопсов» — единственный Орден, в который допускались женщины, получавшие единые с мужчинами права.
«Дама с мопсами» 1744 год, Иоганн Кендлер (Johann Joachim Kändler, 1706–1775). Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1860–1880. Фарфор. надглазурная роспись, золочение. Высота 28,5 см.
Скульптура представляет даму масонского «Ордена мопсов» («Möpsorden»), которая маскировала деятельность масонов до тех пор, пока оно не было запрещено в католических регионах Германии. В рабочем отчете от июня 1744 года Иоганн Кендлер описывает эту модель, изображающую принцессу Иоганну Шарлотту Ангальт-Дессаускую (1682–1750), принцессу-аббатису Херфордскую, вдову Филиппа Вильгельма Бранденбург-Шведтского (1669–1711).
Иоганн Кендлер (Johann Joachim Kändler, 1706–1775) положил начало европейскому фарфоровому скульптурному стилю и в течение нескольких десятилетий создал то, что, по большому счету, и называется дрезденской скульптурой. Он родился в Фишбахе, близ Дрездена, позже стал учеником Бенжамена Тома — придворного скульптора саксонского курфюрста. Позднее работал с Балтазаром Пермозером для Цвингера в качестве скульптора.
В 1731 году Кендлер был принят на Мейсенскую мануфактуру, а в 1733 году, после ухода Иоганна Готлиба Кирхнера, заменил его в качестве модельмейстера. В этом звании он проработал до самой смерти (хотя позднее и разделил его с Асье).
Скульптура «Решающий выбор» 1787 год, Иоганн Карл Шёнхайт (Johann Carl Schönheit, 1730–1805).Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1860–1880.Фарфор. надглазурная роспись, золочение. Высота 31,5 см.
Иоганн Карл Шёнхайт (Johann Carl Schönheit, 1730–1805) — скульптор Мейсенской фарфоровой мануфактуры, помощник и подмастерье Кендлера с 1745 по 1764 год, создавал свои собственные модели с 1765 года. После смерти Кендлера в 1775 году Шёнхайт до 1794 года возглавлял скульптурную мастерскую. Создавал свою пластику в стиле Асье — в русле сентиментально-морализирующего направления, которое было характерно для литературы и искусства второй половины XVIII века.
«Стоящая болонка»
Много ещё интересных статуэток ,но в одной статье всех не представить...
Фотографии и текст отсюда https://adalex.ru/collection-7?session=1
..