Найти в Дзене

Гибридный экземпляр

Оглавление

Бронетанковые франкенштейны

Нередко в музеях и на постаментах можно встретить танки, как Франкенштейн собранные из частей не просто разных экземпляров машин, но разных образцов и модификаций. Наиболее распространённые варианты, когда, желая полнее укомплектовать какой-то экземпляр недостающим оборудованием, на него навешивают то, что есть под рукой, например, советские фары на зарубежную технику. А наиболее вопиющие случаи, когда башня одного образца устанавливается на шасси другого.

Танки в музеях не только боевая техника, хоть и устаревшая, это уже исторический объект, предмет материальной культуры, к которому должно быть соответствующее отношение. К примеру, никому в историческом музее не придет в голову на древнюю вазу с отбитой ручкой приклеить Суперклеем ручку от алюминиевой кружки. Но с танками подобное творится повсеместно...

Гибридные машины

В отличие от музейных «франкенштейнов», существуют машины, которые условно можно назвать гибридными. Они тоже скомплектованы узлами машин различных модификаций, но это произошло во время войсковой эксплуатации, в результате войскового или капитального ремонта не для визуального оформления, а для восстановления исправного и пригодного к эксплуатации состояния машины.

Гибридные экземпляры не стоит путать с модернизированными. К примеру, если Т-64Б выпуска 1976 г. при капитальном ремонте получил сплошные бортовые экраны и дополнительный броневой лист на ВЛД, то это модернизированная машина, которую можно условно обозначить как «Т-64Б обр. 1976/83 г.» Это не гибрид, поскольку с 1980 г. при капитальном ремонте сплошные экраны устанавливали на все ремонтируемые машины, а с 1983 — дополнительный броневой лист. Это мероприятия, штатно предусмотренные программой капитального ремонта.

Если же, например, на Т-64А выпуска 1972 г. мы наблюдаем введенный в 1975 г. кормовой ящик ЗИП на башне, то это уже «гибрид», поскольку при капитальном ремонте ящики ЗИП на правой надгусеничной полке не заменялись на топливные баки, соответственно и башенный ящик ЗИП не крепился. Такую машину уже нельзя условно называть «Т-64А обр. 1972/75 г.», т. к. это не предусмотренный конструкторской документацией и программой капитального ремонта вариант.

Примеры гибридов

Рассмотрим экземпляр Т-64А из Музея отечественной военной истории в Падиково.

Если бы эта машина статично стояла в экспозиции, я бы причислил её к типичным музейным «франкенштейнам», но она на ходу, поэтому вполне может быть гибридом, полученным при капитальном ремонте (историю появления машины в музее я не знаю, поэтому рассуждаю исходя из анализа состояния машины).

Подробно рассмотреть эту машину позволила видеосъёмка Ю. Пашолока, кадрами из которой я и воспользуюсь.

Сначала определимся с примерной датой выпуска машины.

Т-64А обр. 1971–72/83 г.
Т-64А обр. 1971–72/83 г.

По башне. Прицел ТПД-2-49 устанавливался с 1971 г. Отсутствует ЗПУ, которая устанавливалась с октября 1972 г.

По шасси. Цельноштампованные борта корпуса со второй половины 1971 г. Передние буксирные крюки без отверстий под жесткую сцепку до апреля 1974 г. Люк механика-водителя с одним прибором ТНПА-65 с 1970 до октября 1972 г.

В крышке люка механика-водителя один прибор наблюдения (см. по стрелке)
В крышке люка механика-водителя один прибор наблюдения (см. по стрелке)

Таким образом, башня (выпущена с 1971 и до октября 1972 г.) и корпус (с середины 1971 до октября 1972 г.) вполне соответствуют друг другу и машину по дате выпуска мы можем идентифицировать как Т-64А обр. 1971–72 г.

Этот экземпляр прошел модернизацию при капитальном ремонте. У него сплошные бортовые экраны (1980 г.) и дополнительный бронелист на ВЛД (1983 г.)

В итоге, по основным внешним признакам данную машину можно идентифицировать как «Т-64А обр. 1971–72/83 г.»

Но есть на этом экземпляре и некоторые девиации. Посмотрим на ракурс с кормы.

Т-64А обр. 1971–72/83 г.
Т-64А обр. 1971–72/83 г.

Здесь крыша МТО с системой «Брод», которая была введена после октября 1974 г.

Во время производства перед приваркой к корпусу петель крыши МТО, она индивидуально подгонялась и маркировалась тем же номером что и корпус. Поэтому при капитальном ремонте крыши МТО не обезличивались и оставались за своими корпусами. Замена могла произойти только случайно или при отбраковке крыши МТО и необходимости её замены на новую. При этом, на данной машине выхлопная труба ОПВТ соответствует исходной модификации и не совместима с новой крышей МТО.

На корме башни закреплен ящик ЗИП, который устанавливался с апреля 1975 г. с введением наружных топливных баков на правой надгусеничной полке. При капитальном ремонте машин выпуска до апреля 1975 г. дополнительная установка этого ящика не предусматривалась.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что этот экземпляр Т-64А имеет гибридную комплектацию, у него крыша МТО, которая не соответствует времени выпуска корпуса и ящик ЗИП на башне от более поздних машин.

Ещё один пример гибридной машины, зафиксированный на плёнку в учебном центре «Десна» в 2000 г.

Т-64А обр. 1972/83 г.
Т-64А обр. 1972/83 г.
Т-64А обр. 1972/83 г.
Т-64А обр. 1972/83 г.

Здесь на танк Т-64А обр. 1972/83 г. тоже закрепили башенный ящик ЗИП, но, в отличие от экземпляра в Падиково, где озаботились приварить к башне кронштейны для крепления ящика, на этой машине ящик уложили сверху на штатные кронштейны трубы ОПВТ и закрепили стальными тросиками. Если бы эта машина в момент съемки не находилась в войсковой эксплуатации, я бы уверенно отнес её к «франкенштейнам», но нет, это своеобразный гибрид.

Автор: В. Чобиток

Ещё две машины, на которых перепутаны трубы ОПВТ