Найти в Дзене

Уникальный экземпляр

В июле 2000 г. во время фотосессии танков типа Т-64А в учебном центре «Десна» мне в кадр попала редкая картина — рядом стояли три находящихся в войсковой эксплуатации командирских танка Т-64АК. По внешнему виду машин можно уверенно утверждать, что они образца 1980 года: установлены дымовые гранатометы (1979 г.) и сплошные бортовые экраны (1980 г.) Пока ничего уникального. И тут, сравнительно недавно, на фотографии с противоположного ракурса я случайно заметил очень существенную особенность одной из машин. Чем отличается модификация танка с башенным номером 511 от 513? Если не знать куда смотреть, то найти ответ весьма нетривиальная задача. Посмотрим на фрагменты данной фотографии, на которых выделены ключевые элементы. После выделения ключевых элементов очевидно, что у этих машин отличаются выходные жалюзи (решетки) двигателя — жалюзи машины 511 короче и слева он них какая-то наклонная деталь. С июля 1983 года выходные жалюзи были изменены и напротив клапана выброса пыли из бункера воз

В июле 2000 г. во время фотосессии танков типа Т-64А в учебном центре «Десна» мне в кадр попала редкая картина — рядом стояли три находящихся в войсковой эксплуатации командирских танка Т-64АК.

Командирские танки Т-64АК. Учебный центр «Десна», июль 2000 г. Фото В. Чобиток
Командирские танки Т-64АК. Учебный центр «Десна», июль 2000 г. Фото В. Чобиток

По внешнему виду машин можно уверенно утверждать, что они образца 1980 года: установлены дымовые гранатометы (1979 г.) и сплошные бортовые экраны (1980 г.)

Пока ничего уникального. И тут, сравнительно недавно, на фотографии с противоположного ракурса я случайно заметил очень существенную особенность одной из машин.

Т-64АК. Вид сзади справа
Т-64АК. Вид сзади справа

Чем отличается модификация танка с башенным номером 511 от 513? Если не знать куда смотреть, то найти ответ весьма нетривиальная задача.

Посмотрим на фрагменты данной фотографии, на которых выделены ключевые элементы.

Жалюзи выпускного коллектора двигателя очевидно отличаются
Жалюзи выпускного коллектора двигателя очевидно отличаются

После выделения ключевых элементов очевидно, что у этих машин отличаются выходные жалюзи (решетки) двигателя — жалюзи машины 511 короче и слева он них какая-то наклонная деталь.

С июля 1983 года выходные жалюзи были изменены и напротив клапана выброса пыли из бункера воздухоочистителя вместо частой решётки устанавливался броневой экран. Разница наглядно показана на этой иллюстрации:

Выходные жалюзи до июля 1983 г. (сверху) и с июля 1983 г. (снизу)
Выходные жалюзи до июля 1983 г. (сверху) и с июля 1983 г. (снизу)

С учётом того факта, что выпуск танков Т-64АК был завершен в 1983 году, можно смело утверждать, что машина с тактическим номером 511 образца 1983 года, а время её выпуска по внешнему облику определяется с точностью до полугода (или плюс-минус три месяца).

Выпуск командирских машин был ограничен (за весь 1983 г. выпущено 35 шт.), поэтому этот экземпляр, случайно попавший в кадр, очень редкий. Ну, редкий и редкий, но, следуя названию канала, надо бы и какие-то ошибки разобрать. И они есть!

Даже не ошибка, а грубое нарушение правил эксплуатации удалось обнаружить на этом же экземпляре. На иллюстрации выделены фрагменты выхлопных (выпускных) труб ОПВТ машины 511 (справа) и стоявшей рядом с номером 513 (слева).

На башнях соседних машин разные выхлопные трубы ОПВТ
На башнях соседних машин разные выхлопные трубы ОПВТ

Влево или вправо вывешена загнутая часть трубы — неважно, это как удобно крепить эксплуатантам, но хорошо видно, что эти части заметно отличаются. На них по-разному закреплен рычажный механизм, используемый для сброса трубы без выхода из машины после преодоления водной преграды.

На танке 511 закреплена выхлопная труба 434.83.035сб, которая использовалась на машинах выпуска с 1971 г. по октябрь 1974 г., а на 513 выхлопная труба 434.83.035сб-1, которая введена вместе с обновленным ОПВТ и системой «Брод» с октября 1974 г.

Варианты выпускных труб ОПВТ
Варианты выпускных труб ОПВТ

Выхлопные трубы 434.83.035сб-1 и 434.83.035сб не взаимозаменяемы и не могут использоваться одна вместо другой, поэтому на рассматриваемой машине без замены выхлопной трубы преодолеть водную преграду с использованием ОПВТ не представляется возможным.

Во время той же фотосессии у входа в парк боевых машин 5 тп был снят Т-64А обр. 1972/83 г. (выпущен в 1972 г., в 1983 или позднее модернизирован при капитальном ремонте). На этом экземпляре, которому штатно полагается выхлопная труба старого образца, закреплена новая, как раз та, которая должна была бы быть на Т-64АК с номером 511.

Т-64А обр. 1972/83 г. с «чужой» выхлопной трубой ОПВТ 434.83.035сб-1. Учебный центр «Десна», июль 2000 г. Фото В. Чобиток
Т-64А обр. 1972/83 г. с «чужой» выхлопной трубой ОПВТ 434.83.035сб-1. Учебный центр «Десна», июль 2000 г. Фото В. Чобиток

Не исключено, что труба именно с этой машины попала на Т-64АК с номером 511, и наоборот.

Подробно о модификациях Т-64А с 1974 года можно почитать в новой статье по ссылке:

http://armor.photos/Tanks/Modern/T64/1974/

Автор: В. Чобиток

См. также