Как и зачем современное общество оправдывает греховные поступки
Современное общество все чаще сталкивается с явлением, когда грех становится нормой. Этот феномен объясняется несколькими ключевыми факторами, которые подробно рассмотрены Преподобным Паисием Святогорцем в шеститомнике его "Слов", особенно в первом томе серии.
Влияние массовой культуры и телевидения
Массовая культура играет огромную роль в изменении восприятия греха. Средства массовой информации, кино, музыка и литература часто романтизируют и популяризируют греховное поведение, представляют его как норму или даже как достойный подражания образ жизни. Преподобный Паисий оценивает современное ему состояние общества (святой скончался в 1994 году) как нравственную катастрофу, сравнивает "тепло" всеобщей греховной жизни с процессом перегорания навоза в хлеву, где греются животные:
"Люди разлагаются и душевно и телесно. Один человек сказал мне: «Люди прозвали Афины джунглями, но, посмотри, ведь никто из этих джунглей не уходит. Все говорят: „Джунгли!“ — и все в эти джунгли сбредаются». До чего же дошли люди! До состояния животных. Знаете, как у животных: сперва они входят в хлев, испражняются, мочатся, потом навоз начинает разлагаться, перегорать, и животным становится тепло. Им нравится в стойле и не хочется никуда из него уходить. Я хочу сказать, что так и люди ощущают «тепло» греха и не хотят уходить. Они чувствуют зловоние, но им неохота уходить от тепла. Если в хлев войдёт новичок, то он не сможет выдержать этого зловония. А другой уже привык, он постоянно живёт в хлеву, и смрад его не беспокоит". (Том 1, стр. 55 - здесь и далее точные цитаты в кавычках и пересказы по изданию "Слов" преподобного Паисия Святогорца издательства "Орфограф" 2021 года)
Изменение базовых социальных норм, общественная нетерпимость и агрессия к тем, кто не хочет жить по норме греха
Общество постоянно эволюционирует, и с ним меняются и моральные нормы. Грех, который когда-то осуждался, теперь может восприниматься как приемлемое поведение. Согласно популярным объяснениям, этот процесс часто связан с попытками общества быть более толерантным и открытым к различным формам поведения. Однако, преподобный Паисий Святогорец говорит о том, что грех сознательно ввели в моду и сделали нормой, что является хулой на Святого Духа:
"Сегодня грех ввели в моду. Подумать только — ведь мы же православный народ, но до чего мы докатились! А о других народах даже и говорить нечего… Но хуже всего то, что нынешние люди, повально увлекаясь грехом и видя, что кто-то не следует духу времени, не грешит, имеет капельку благоговения, — называют его отсталым, ретроградом. Таких людей задевает, что кто-то не грешит. Грех они считают прогрессом. А это хуже всего. (Том 1, стр. 55).
Скорби и награда для тех, кто отказывается признать грех нормой
Преподобный Паисий считает грех духовной болезнью, отклонением от нормы и желает не гибели грешников, а их покаяния и спасения. Он понимает насколько современному человеку, под влиянием СМИ и массмедиа тяжело не запачкаться грехом, который стал нормой. Святой старец подчёркивает, что ключевое отличие и аксиологическая беспрецедентность современной эпохи именно в признании греха грехом, отклонения — нормой. Но если грешник признаёт свой грех грехом, болезнью, отклонением от нормы, то Бог, конечно помилует его за покаяние:
"Если бы современные, живущие в грехе люди, по крайней мере, признавали, что они живут греховно, то Бог помиловал бы их. Но они оправдывают то, чему нет оправдания, и поют греху дифирамбы. А считать грех прогрессом и говорить, что нравственность отжила свой век — это, кроме всего прочего, самая страшная хула на Святого Духа. Поэтому если кто-то, живя в миру, подвизается, хранит свою жизнь в чистоте, то это имеет немалую цену. Таких людей ждёт великая мзда"(Том 1, стр. 48).
Нормализация греха — причина страданий современного общества
Святой старец Паисий многочисленными примерами убедительно показывает причинно-следственную связь между признанием отклонения нормой и трагическими общественными последствиями, такими как эпидемии, войны, экономические кризисы, жестокие правители и тому подобные средства общественного вразумления. Но главное это даже не лишение себя благополучной земной жизни за счет признания греха нормой, а лишение себя рая и вечной жизни с Богом:
"Современным людям не хватает благодати Божией , потому что, греша, они отбрасывают от себя и те крохи благодати, которые имеют. А когда уходит Божественная благодать, в человека яростно устремляются все бесы. В соответствии с тем, насколько люди отошли от Бога, они чувствуют огорчение в этой жизни. В жизни иной они будут переживать вечное огорчение. Насколько человек живёт согласно воле Божией, настолько — ещё в этой жизни — он в некоторой степени вкушает часть райской сладости. Или уже в этой жизни мы будем отчасти переживать райскую радость и отсюда направимся в рай , или же мы будем отчасти переживать адскую муку и — упаси нас от этого, Боже, — попадём в ад. Рай — это то же самое, что добро, адская мука — то же самое, что зло. Делая добро, человек чувствует радость. Делая грех — страдает. Чем больше добра делает человек, тем больше он радуется, чем больше делает зла, тем сильнее страдает его душа. Чувствует ли радость вор? Какая там радость — ведь её чувствует тот, кто делает добрые дела" (Том 1, стр. 52).
Заключение
Преодоление нормализации греха требует как коллективных усилий, так, и прежде всего, напряженной внутренней духовной работы каждого человека. Общество должно стремиться к восстановлению моральных ценностей и духовных принципов, чтобы грех снова воспринимался как отклонение, а не норма.
Вы можете приобрести шесть томов "Слов" сборником и по отдельности на Вайлдберриз и Озон, а также электронные и аудио книги святого Паисия Святогорца на Литрес: