Искусственный разум давно будоражит умы людей. Но если раньше им занимались в основном ученые и творцы, то теперь эта тема шагнула из академических статей, научно-популярной литературы и кино в повседневную жизнь. Одной из сфер, где сегодня активно внедряются технологии искусственного интеллекта (ИИ), является финансовый сектор.
Юрий Колбасин, партнер, директор направления Big Data Лиги цифровой экономики
Мы видим, как степень интеграции искусственного интеллекта в банковскую сферу увеличивается все последние годы. Сохранение этой тенденции и дальнейшее развитие технологии открывают перед банками совершенно новые перспективы. ИИ активно используется для автоматизации операций, аналитики и принятия решений, повышения безопасности, инноваций в продуктовой линейке, а также оптимизации внутренних процессов. В будущем развитие ИИ поможет еще больше повысить эффективность, качество и скорость обслуживания, а главное, обеспечит персональный подход к клиентам.
Примеры использования ИИ
Стоит выделить ряд направлений, где задействован искусственный интеллект в банковской сфере. Во-первых, в части информатизации процессов и операций: роботизированная автоматизация процессов (RPA) используется для выполнения рутинных задач, таких как обработка заявок на кредиты, открытие счетов и т. д. Чат-боты и виртуальные ассистенты обеспечивают обслуживание клиентов, включая ответы на часто задаваемые вопросы и помощь в выполнении операций.
Ключевыми аспектами банкинга, конечно, являются аналитика и безопасность. Искусственный интеллект уже активно используют в кредитном скоринге для оценки кредитоспособности клиентов и принятия решений. Применяется он и для анализа рисков и прогнозирования рыночных тенденций. Также ИИ задействован во фрод-мониторинге для предотвращения мошенничества. А технологии распознавания лиц и голоса используются при биометрической идентификации клиентов.
Важнейшим направлением современных банков стала постоянная работа по улучшению клиентского опыта. На основе искусственного интеллекта создаются новые финансовые продукты и услуги. ИИ задействован в анализе поведения клиентов и формировании персонализированных предложений и рекомендаций. Он может проводить бизнес-консультации, помогать в управлении активами и даже игре на фондовом рынке.
Наконец, технология позволяет значительно улучшить в банках внутренние бизнес-процессы – так же, как и в остальных сферах профессиональной деятельности. Искусственный интеллект используется для оптимизации и повышения эффективности корпоративных операций, включая HR и управление персоналом, электронный документооборот и т. д.
Искусственный интеллект и персонал банков
Искусственный интеллект в состоянии оказать колоссальное влияние на повседневную работу сотрудников банка. Он позволяет автоматизировать рутинные задачи и тем самым снижает потребность в выполнении сотрудниками однообразных операций. Это дает возможность переквалифицироваться на более сложные и творческие задачи. Такая тенденция влечет за собой переход от традиционных ролей к новым, связанным с анализом данных и управлением ИИ-системами, повышается значимость аналитических и технологических компетенций.
В результате внедрения искусственного интеллекта сотрудники финансового сектора должны будут развивать новые навыки и знания, чтобы оставаться востребованными и эффективными в условиях быстро меняющегося технологического ландшафта.
Можно перечислить эти скиллы, которые понадобятся многим банковским работникам уже в обозримом будущем: продвинутое знание алгоритмов искусственного интеллекта и адаптация к конкретным задачам, способность настраивать сложные ИИ-системы, умение интерпретировать результаты ИИ-моделей и объяснять их решения, навыки визуализации данных и создания понятных отчетов. Наконец, необходимо понимание этики и регулирования искусственного интеллекта – надо знать этические аспекты применения ИИ и нормативные требования.
Очевидно, что в будущем специалистам банковской и других сфер нужно быть более гибкими и адаптивными. Уметь быстро осваивать новые технологии и приспосабливаться к изменениям в рабочей среде, обладать навыками междисциплинарного взаимодействия и сотрудничества, наконец, постоянно учиться и развиваться. Вкупе с вышеперечисленными навыками взаимодействия с ИИ это приведет к повышению эффективности и производительности труда, улучшению клиентского сервиса.
Риски от взаимодействия с искусственным разумом
Использование искусственного интеллекта в финансовом секторе влечет за собой ряд рисков, которые необходимо учитывать и которыми нужно уметь управлять. Во-первых, это этические риски. ИИ может унаследовать или усугубить существующие предвзятости в данных, что приведет к ошибочным подходам к определенной группе клиентов. Решения, принимаемые искусственным разумом, могут быть сложными для объяснения, вызывать вопросы в таких нравственных категориях, как доверие и справедливость.
В связи с этим стоит отметить возможное влияние искусственного интеллекта на рынок труда. Речь не только про его распространение, но и про повышение когнитивных способностей ИИ, что взаимосвязано между собой. Автоматизация и внедрение искусственного интеллекта могут привести к сильному сокращению и/или изменению структуры рабочих мест. Этот процесс так или иначе уже идет. Значительные изменения, вероятно, вызовут определенные социальные и экономические последствия. Например, может снизиться потребность в традиционных банковских служащих. Также стоит отметить, что спрос на новые навыки и квалификации может превышать предложение, что затруднит поиск нужных специалистов.
Не исключены технические сбои. Алгоритмы ИИ могут содержать ошибки или быть неправильно настроены, что приведет к неверным решениям или сбоям в системе. Уязвимости в ПО могут быть использованы для кибератак или кражи данных. Существуют риски, связанные с конфиденциальностью. Широкий сбор данных для обучения ИИ может нарушать конфиденциальность клиентов и привести к злоупотреблениям.
Также надо отметить риски операционного характера. Сильная зависимость от ИИ может сделать компании более уязвимыми к техническим сбоям или изменениям в технологиях. Автоматизированные автономные решения могут теоретически привести к потере контроля над некоторыми процессами. Как тут не вспомнить сюжет «Терминатора» – самого популярного фильма на тему искусственного интеллекта – и классическое оттуда: «И восстали машины…»
Для минимизации перечисленных рисков необходимы тщательное планирование, разработка и внедрение соответствующих мер по управлению рисками, а также постоянный мониторинг и адаптация процессов в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями.
Сценарии использования ИИ в будущем
В ближайшие 10–15 лет ИИ наверняка существенно трансформирует банковскую сферу, развитие получат текущие примеры использования ИИ, а также появятся новые. Например, более продвинутые чат-боты будут предоставлять круглосуточную поддержку клиентов, решать сложные вопросы и проводить транзакции.
Безусловно, усилится фрод-мониторинг – ИИ будет анализировать транзакции в режиме реального времени для выявления и предотвращения мошенничества. Также искусственный интеллект сможет еще эффективнее предотвращать киберугрозы, надежно защищать банковскую информацию. Более активно будет использоваться биометрическая аутентификация для защиты данных клиентов и проведения операций.
ИИ сможет оценивать кредитоспособность клиентов на основе множества факторов, включая поведение в сети и социальные данные. Усилится охват обрабатываемой информации и глубина анализа. Прогнозирование финансовых рисков и управление ими будут осуществляться с использованием продвинутых аналитических моделей. Искусственный интеллект дает более точные прогнозы и оценки рисков, оптимизирует инвестиционные стратегии и управление активами.
Улучшится операционная эффективность. Искусственный интеллект обеспечит предиктивное обслуживание оборудования, оптимизирует работу физических отделений банков. Будут разрабатываться новые финансовые продукты и линейки, совершенствоваться платежные системы, обработка транзакций, подготовка отчетности и т. д. Надо отметить и потенциальные рыночные изменения. Для повсеместного внедрения искусственного интеллекта усилится партнерство банков с финтех-компаниями, увеличится число совместных проектов и объем инвестиций.
ИИ изменит обслуживание клиентов
Наконец, главный потенциал искусственного интеллекта в этой сфере, на мой взгляд, заключается в обеспечении индивидуального подхода к каждому клиенту, сокращении дистанции между банком и человеком, создании условий для формирования френдли-экосистем на базе финансовых структур.
Взаимодействие будет основано на персонализированных рекомендациях клиентам и проактивном обслуживании. ИИ будет анализировать поведение людей и предлагать индивидуальные финансовые продукты и услуги, такие как кредиты, инвестиции и страховки. Умные роботизированные ассистенты смогут давать инвестиционные советы, адаптированные к индивидуальным потребностям и целям. Все это приведет к более качественному обслуживанию, повышению лояльности клиентов, финансовой грамотности граждан.
Таким образом, повсеместное внедрение искусственного интеллекта в финансовом секторе обеспечит более эффективные, безопасные и персонализированные услуги, одновременно изменяя рынок труда и стимулируя инновации.