Не так часто мы заплываем на такие глубины, но вопрос принципиален. Не так давно на одном из форумов я увидел сообщение, где автор доказывал, что в советское время на советских самолетах были по-настоящему удобные сидения, а сейчас всё наоборот.
Признаться честно, я и сам часто задавался этим вопросом и теперь решил в нём обстоятельно разобраться.
Итак, действительно ли салоны Ту-154 и Ил-86 были удобнее для пассажиров, чем иностранные Boeing 737, 767, 777, 787 и Airbus A320, A350?
Начнём со среднемагистральных самолетов. Кто помнит этот запах Ту-154? Мне кажется, что его не спутать ни с чем. Возможно, так пах пластик в салоне, а может быть, обивка тех самых синих тряпичных кресел.
Как бы то ни было, всё начинается с салона. Салон на Ту-154 имеет ширину 3,58 м, что чуть шире, чем у Boeing 737 (3,54 м), но ощутимо меньше, чем у Airbus A320 (3,70 м).
Поэтому комфорт в советских самолетах точно не обеспечивался более широкими сиденьями — им банально неоткуда взяться.
Хорошо, может быть, на Ту-154М был особый социалистический шаг кресел? Смотрим данные. Расстояние между креслами по документации — 75 см, что соответствует шагу кресел в Boeing 737-800 и Airbus A320 (74 см). Конечно, тут всё зависит от авиаперевозчика, но, как правило, тот редко отходит от стандартов.
Может быть, советские самолеты были комфортными благодаря особой анатомической форме сидений?
В целом, да, анатомическая форма там присутствовала, но чаще всего она была выражена в форме пятой точки пассажиров, сидевших на этом сидении за многие годы.
Таким образом, сопоставив основные параметры, мы приходим к выводу: в вопросах комфорта Ту-154 нас скорее обманывает память. Возможно, всё окажется чуть лучше, если сравнить советские аэробусы Ил-86 и Ил-96 с дальнемагистральными Boeing и Airbus.
И впрямь, Ил-86 имеет ширину салона 5,7 м, тогда как у наиболее современного Airbus A350 она составляет 5,61 м, а у композитного Boeing 787 — 5,49 м. При одинаковой ширине салона Ил-96 также остаётся самым комфортабельным в своем классе.
Мы в Telegram
А вот Boeing 777 в компоновке 3-4-3 по праву считается самой тесной машиной дальнемагистральных линий. Впрочем, тут всё зависит от жадности самой авиакомпании, ибо в компоновке 3-3-3 его салон является самым широким в классе — 5,87 м.
Таким образом, если мы скучаем по комфортным Ту-154, то давайте будем честны: нас подводят воспоминания. Сидения советского лайнера не отличаются ни эргономикой, ни удобством, ни шагом кресел. Советский салон явно бы не потянул конкуренцию с современными западными лайнерами сегодня.
А вот Ильюшин, самолёты которого традиционно отличались комфортом, действительно имеет весьма комфортный салон.
Впрочем, не так долго осталось до создания без всяких оговорок самого комфортного самолета в среднемагистральном классе — МС-21. Его салон шириной 3,81 м задаёт новый стандарт в путешествиях. Осталось лишь дождаться, пока в ОАК соизволят выполнить обещания по запуску самолета в серию.