Воспитатели и учителя, которые сталкивались в своей работе с детишками с ментальными нарушениями, наверное, знают таких ребят в деле и на занятиях.
Обычные на первый взгляд ребята, симпатичные, даже будто бы что-то понимающие... однако, чтобы провести с ним даже одно получасовое занятие, педагогу требуется три жилы, а также сил и нервов минимум как на 5 "обычных" занятий.
В нашем социальном спецучреждении для детей с особенностями развития такие ребята - тоже не редкость. И они довольно ярко выделяются на фоне других ребят стационара: очень шумные, крикливые, подвижные... и всегда с суровым выражением лица.
А поведение - чаще всего агрессивное, и агрессия распространяется не только на других ребят, на воспитателей и педагогов, но даже на сопровождающую мамочку. Ребенок может и ударить, и укусить, и за волосы оттаскать. Не потому что его кто-то обидел, а лишь из-за того, что его просят что-то сделать, а он - против!
Но против он не потому что он "вот такой ленивый, противный и упрямый", а... из-за его "ментальных особенностей"! Ну вот такой он! На любое предложение - яростное отрицание, на любое задание - озлобленное "нет!"
Аааа, с первого раза не поняли?! Так я щща как зашвырну ваше пособие вам в лоб - и сразу просветлеете!
Таким был мальчик Мишенька
Ребенок из нашего стационара, симпатичный мальчик-дошкольник, ментальные нарушения.
Кстати, я уже о нем писала, правда довольно давно (здесь), года два тому назад.
В тот раз - весь персонал учреждения называл его "Господином по имени Нельзя". Не ради стёба, а честно и в ответ на факты.
Ведь он всегда-всегда, на всех занятиях (и у логопеда, и на музыке, и на физкультуре, и у нас в творческих кружках) вместо того, чтобы выполнять задания педагогов, раскидывал реквизит и инвентарь и громко кричал: "Нельзяаааа!"
Это - нормально!
Конечно, на занятиях он по сути только "время прожигал" и не делал совсем ничего (только кричал и вставал в позу).
Но его мама (как и любая любящая и поддерживающего своего ребенка мама) - уверяла каждого педагога в том, что Миша - всё умеет и делает... там, где они живут!
- Музруку говорила, что Миша занимается с педагогами по вокалу и хореографии (успешно!)
- Педагогу по ИЗО (уже бывшему, сейчас другой педагог) - о том, что Миша в арт-студии даже призовые места занимал со своими работами.
- А физруку, у которого на занятиях Миша вообще истерики с погромами устраивал (кстати, физрука этого тоже уже нет) - мама говорила, что Миша айкидо занимается.
В общем, все-все-все педагоги должны были знать, что Миша кричит всем "нельзя!" не потому что он не умеет что-то делать и не хочет, и даже не из-за того, что его диагноз сам толкает ребенка к яростному сопротивлению! А, оказывается, педагоги сами должны были его заинтересовать, замотивировать, увлечь своими занятиями, пока мама сидела в уголках кабинетов и наблюдала, КАК же они будут это делать.
Не буду никого ни судить, ни оправдывать... просто скажу, что педагоги - действительно пытались! Работали ответственно, без отлыниваний и строго в рамках своих полномочий (т.е. сюсюкая, уговаривая, и почти буквально танцуя с бубнами).
Конечно, каждый первый(!) педагог, работающий с Мишей, подозревал, что мамочкины байки про вокал и айкидо не имеют ничего общего с реальностью, но все же каждого из нас подгрызала "досадка": ну вот, каратист (фу-ты, "айкидист"... "айкидошник"?) из далекого поселка - смог, а вы, дипломированные специалисты - не смогли, ай-ай-ай!
Но каждый искренне желал Мише успехов и старался ему помочь, хоть Миша и был против... И всем очень хотелось верить, что Миша, там у себя в поселке, хоть как-то "выправится"... настоящими ли занятиями или вымышленными...
Миша полтора месяца назад
Снова Миша приехал к нам в стационар полтора месяца назад (или чуть больше, но не суть).
И, знаете, как оказалось, мамочка Миши почему-то уже не помнит о Мишиных "успехах" в арт-студии и ФОКе (ну это так, к слову).
А "ностальгические сюрпризы" у педагогов (тех, кто знал прежнего Мишу) начались уже на первых занятиях, когда мамочка также приводила его в кабинет и садилась в уголок наблюдать...
Например, на музыкотерапии педагог привычно сказала ребяткам:
- А теперь мы с вами немножко помаршируем!
Дети встали в круг, готовясь шагать под музыку, а Миша - побежал к окну, залез на подоконник и закричал:
- Не маршируем! Не маршируем! Аааааа!
Ну, это нормально. Привычно. И музрук ничуть не удивилась... однако, понимая, что никакими уговорами Мишу в данный момент не сломить, а кроме него в кабинете находятся и другие ребята, которые ХОТЯТ заниматься, музрук продолжает занятие... и начинает играть марш.
А Миша - начинает кричать еще громче, чтобы переорать музыку, и уже визжит с надрывом:
- Не маршируууу-ееем!!!! Неееет! Ааааа! Нельзяаааа!
Музрук предлагает мамочке встать, взять Мишу за ручку и вместе с ним маршировать, однако мама против:
- Нет, он сам должен! Он всё понимает и умеет! И как маршировать - он знает! Зачем его учить тому, что он и так знает?
О, что-то новенькое! Правильно, если ребенок научился читать - то упаси бог взять в руки очередную книгу, зачем? Он же уже научился читать!
В общем, тогда он и на предложение музрука спеть про Антошку, и поиграть на бубнах-маракасах под "Калинку" - ответил все теми же "нетками" и "нельзяшками"... прямо как пару лет назад!
А еще на ИЗО...
Уууу, а на ИЗО что он учудил! Кстати, сейчас ИЗО ведет другой педагог, не та, что раньше (но тоже соседка по кабинету).
Нет, на этот раз он палитру в педагога не кидал, и даже драться не пытался. Но...
Как только педагог предложила ему (в очень вежливой и мягкой форме!) задание по программе - нарисовать (разумеется, НЕ самостоятельно, а с помощью) разноцветную птичку на ветке (очень простым способом, из овальчика с глазками и клювом), он рванул к окну, снова забрался на подоконник и заорал:
- Не птичка! Не рисовать! Нельзяаааа! Ааааа!
Мама - так же как и раньше, сидит в уголочке и наблюдает. Но уже хотя бы не удивляется и не рассказывает, как Миша ловко орудует за мольбертом "у них там" в арт-студии. Но на педагога смотрит с недоверием... а может и с маленькой надеждой на то, что педагог всё же найдет способ "мягко уговорить" Мишу.
Это я о чем?
Не буду продолжать и перечислять все Мишины занятия в этой смене.
Сразу становится ясно и понятно, что никакой положительной динамики не добились (Миша ли, мама ли его, наши педагоги или те далекие, о которых мы знали только по маминым давним рассказам)...
И понимаю, что тема в этой статье - так толком и не раскрылась...
Ну, просто случаи разные бывают, и почему надо писать только о том, где есть результаты (хорошие или плохие)? Когда всё осталось на прежнем уровне - это же тоже результат? Да и... жанр "повседневность" чаще всего имеет как раз такие сюжеты.
Только вот печально, что они - не вымышленные, а настоящие...
А Вам, дорогие читатели, пусть в жизни встречаются только приятные события, после которых захочется писать не грустные статьи, а радостные песни!