Один мой постоянный читатель так ждёт публикацию про поезда со станции Котлас, а мы все никак до него не доберемся. Хотел я было написать сегодня про Кострому, да еще более внимательные читатели напомнили про Костомукшу. Город очень молодой - он основан-то был на месте бывших деревень лишь в 1977 году. А всё потому, что необходимо было обеспечить жильем работников строящегося ГОКа. Обнаружили тут месторождение железной руды, которое решили начать разрабатывать. Вот и встала необходимость организовать поселение. Сначала это был поселок городского типа, но уже через 6 лет после основания он получил статус города.
Уже в 1979 году была открыта станция в поселке. Однако в справочниках, по которым мы отслеживаем поезда, Костомукша впервые появилась в издании 1982 года. В 1980-1981 гг. не только не было отдельной таблицы с веткой в этот город, но даже станции не было в алфавитном указателе. Я же предлагаю взять за некую начальную точку обзора 1983 год (справочник за этот год является одним из самых подробных).
Итак, предположим, что мы оказались на Приграничном шоссе - там располагается вокзал (это немного севернее жилых районов, расположенных к востоку от озера Контоккиярви. И вот отсюда в 1983 году отправлялось два поезда. Первым уходил поезд на Ленинград № 149/150 - в 16:00. ЯА следом через пару часов в 18:05 отправлялся № 679/680 на Петрозаводск. До станции Суоярви все остановки у них совпадали. А вот затем маршруты расходились, поскольку поезд в Ленинград шел не через Петрозаводск, а через станцию Элисенваара.
Ну а маршрут проходит меж многочисленных карельских озеро. Чтобы понять, насколько их тут много, достаточно просто посмотреть на названия остановок у поездов: Кимасозеро, Ледмозеро, Соноозеро, Суккоозеро, Поросозеро. А ведь к ним можно еще и "ярви" добавить - Аконъярви, Насстенъярви. Места достаточно живописные.
Смотрим, что там было со временем. Чуть меньше чем за 2 часа поезда добирались до узловой станции Ледмозеро. Общее же время в пути до Петрозаводска было 14 часов 05 минут, а до Ленинграда - 21 час 48 минут. Вокзал, насколько я понимаю - Финляндский.
За 80-е годы график поезда на Петрозаводск почти не претерпел изменения. А вот ленинградский немного ускорили - теперь время в пути ровно 20,5 часов. М номер у него стал № 249/250.
С этими же номерами поезда можно увидеть и в справочнике 1995 года. Да и время в пути особо не менялось. Петрозаводск 15 часов 23 минут, Санкт-Петербург - 20 часов 45 минут.
Ну и еще выше скорость перемещения между начальной и конечной станцией стала в 2000-х. Например, в 2004 году до Санкт-Петербурга время в пути было лишь на минуту больше 19 часов. А до Петрозаводска - на две минуты меньше 14 часов.
Ну и еще быстрее в 2024 году. ДО Санкт-Петербурга теперь 16 часов 54 минуты. Причем не на Финляндский вокзал, а на Ладожский. При желании можно и на станции Девяткино сойти - будет быстрее еще на 20 минут. А там уже на метро в нужную сторону. А вот сэкономить не получится. Цена билета что до Девяткино, что до самого Ладожского вокзала одинаковая вроде. До Петрозаводска время в пути вообще теперь 11 часов 33 минуты.
И вот еще что интересно. Из Костомукши есть вагон беспересадочного сообщения. Если я правильно понимаю, то на одно единственное направление - Костомукша - Анапа. Перецепляют его в Петрозаводске, где поезд будет стоять 4 часа 45 минут. Там причем общее время в пути вообще негуманное - 2 дня 18 часов. Причем этим же вагоном беспересадочного сообщения можно из Костомукши и до Москвы добраться. Но там время ровно в два раза меньше - 1 сутки и 9 часов. И вот даже интересно - ну почему Анапа? В любом случае, южное направление из города с населением в наши дни около 25 тыс. чел. таким образом хотя бы немного закрывается.
Ну а пока я готовил этот материал, то нашел еще пару станций, которые были мной пропущены. С Коршунихи-Ангарской (это моя родная Иркутская область) ходил поезд 900-й нумерации на Усть-Илимск. И я ведь его даже видел во время одной из командировок в этот самый северный город Иркутской области. Но я про 900-е поезда не пишу, как правило. А вот еще с одной станции на "Кор" было также интересное пассажирское сообщение еще в начале XXI века. Причем ходил один из поездов всё в ту же Анапу. А в наши дни эта станция стала транзитной для поездов, потому как все маршруты продлили дальше. Так что это за такая станция на "Кор", которую я пропустил?
Желаю успеха! И спасибо, что читаете!