Найти тему
Учительская

"Могу не делать, но делаю": почему учителя продолжают толкать колесо бюрократии?

Прошла пора экзаменов, дети разбежалась по домам, а учителя собрали чемоданы и отправилась на заслуженный отдых. И все было бы прекрасно, если бы не просьбы администрации о написании отчетов по ОГЭ, ЕГЭ, промежуткам и кто знает, чего еще.

И вот, я сижу за компьютером, разбираюсь, как составить таблицу в Excel, чтобы было проще посчитать проценты выполнения заданий КИМ. Я не злюсь на завуча или директора. И знаете почему? Почему я, вообще, это делаю? Давайте обсуждать.

Согласно закону (Приказ Министерства просвещения РФ от 21 июля 2022 г. № 582 "Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ"), существует пять обязательных к заполнению документов:

  1. Рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
  2. Журнал учета успеваемости;
  3. Журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность);
  4. План воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководства);
  5. Характеристика на обучающегося (по запросу).

В другом акте (Письмо Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 декабря 2020 г. № СК-578/08, 01-350/13-01 "О снижении документационной нагрузки учителей") перечень более полный и охватывает всех работников образовательных учреждений.

Пункты 1, 1.4, 1.6, 1.7, 1.8, полного перечня отсутствуют, так как к этим документам учитель, учитель-классный руководитель отношения не имеет, если ведение таковых не прописано в его трудовом договоре.
Пункты 1, 1.4, 1.6, 1.7, 1.8, полного перечня отсутствуют, так как к этим документам учитель, учитель-классный руководитель отношения не имеет, если ведение таковых не прописано в его трудовом договоре.

От заполнения, написания, составления прочих бумаг (не перечисленных в письме) я, как рядовой учитель, в праве отказаться.

Могу прийти к завучу, топнуть ногой и сославшись на закон заявить "Не обязан". Могу, но не делаю. Почему же? Ведь, очевидно, что после этого проблема будет решена окончательно и бесповоротно. Ко мне больше никогда не подойдут с просьбой сверх моих обязанностей. Да и вообще, навряд ли подойдут. Понимаете, о чем я?

Такие отчаянные саботажи никогда не проходят мимо. Отношения с руководством портятся и есть вероятность, что начнут стравливать с работы. Наверняка, среди читателей найдутся учителя моего канала у которых есть подобные последствия после отказа от сверхнормативной работы.

Тут, я уже говорю не о защите прав учителей, а о том, как нагло ведут себя дяди-тети-депутаты со своими хотелками. Они нагло сваливают на школы обязанности по созданию бумаг, которые нужны им для статистик, передаваемых выше.

Они прекрасно знают, что директора не смогут отказать под страхом снятия с должности (причина найдется). В свою очередь, завучи не станут отказываться из-за взысканий от директора. А учителя, как замыкающее звено этой цепочки, встают перед выбором "делать/не делать", понимая, что в любом случае окажутся в проигрыше – либо наступят себе на горло и сделают этот документ, либо откажутся и испортят отношения с руководством со всеми вытекающими.

Теперь понимаете почему, я сижу и делаю этот отчет по результатам экзаменов? Я, как и многие учителя, выбираю меньшее из двух зол. Ведь, мы живем в обществе, работаем в коллективах и отношения с окружающими основа нашего психологического и социального благополучия.

Чертово колесо бюрократизма вращается, только благодаря министрам и тетям-дядям-депутатам, которые издавая законодательные акты, продолжают действовать им в обход. Чинушам, которые со всей серьёзностью заявляют: "Вы вправе отказаться", но при этом требуют, то, что не входит в наши обязанности.

Литература:

1. Письмо Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 декабря 2020 г. NN СК-578/08, 01-350/13-01 "О снижении документационной нагрузки учителей" [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400051434/

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 21 июля 2022 г. № 582 "Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ" [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/405183213/

-2