Вот здесь я описала как давать обратную связь чтобы она приносила реальную пользу. Чтобы это было эффективно и вдохновляюще для ваших сотрудников и не только. Благодаря правильному подходу можно и похвалить и покритиковать в принципе любого человека.
Но что делать если ты боишься эту самую обратную связь давать?
Очень многие руководители знают все принципы наизусть, но когда нужно здесь и сейчас дать обратную связь откладывают это на потом. Часто откладывание этого процесса еще и сопровождается обесцениванием, например, "каждый раз одно и то же, он не меняется, нет смысла что-то говорить, он не исправим!".
1. Преодолеть барьеры. Боязнь обратной связи не случается сама собой. Подумай, все же чего ты боишься? Ищи проблемы во всех ступенях процесса, вот ряд примерных причин возникновения страхов перед обратной связью:
- не могу сформулировать речь
- сложно проанализировать последствия чужого поступка и сделать общий вывод, иначе о чем говорить?
- страшно что, ответят грубо
- страшно что, доведу до слез, обижу человека
- боюсь получить обратную связь в ответ
Может быть у вас возникают свои причины откладывать обратную связь в долгий ящик. Итак, в любом случае если вы не можете сформулировать одну главную мысль, речь и в целом начать этот разговор попробуй идти четко по алгоритму. Заготовь некий шаблон в заметках на телефоне. Ты не выглядишь глупо, когда готовишься заранее к разговору, подготовка это важная часть успеха.
Если страхи вызваны ответной реакцией, то для начала вспомни были ли уже подобные случаи, какие последствия они имели? Мне кажется мы крайне редко становимся участниками или даже наблюдателями каких-то конфликтов, чаще надумывая и фантазируя плохие исходы без какого-либо основания. Я стараюсь использовать упражнение "что если?" и довожу до абсурда эти негативные мысли. В итоге сложно убедить себя в том, что за обратную связь тебя подставят, уволят или ударят, это настолько маловероятно, а вот все остальные реакции уже как будто становятся не страшными.
В принципах обратной связи я делаю большой акцент на том, что обратная связь это огромный подарок, это возможность посмотреть на себя глазами другого человека, это наши точки роста, которые подсветили и буквально указали путь к ним. Здесь не нужно бояться обратной связи в ответ, здесь хорошо бы ее самостоятельно попросить. Изменив отношение к обратной связи этот страх сам по себе пройдет.
2. Изменить привычку. Проследи как сейчас ты даешь обратную связь. У каждого человека буквально с детства внедрена эта привычка. Вопрос в том насколько правильно и экологично ты это делаешь. Проследи какие принципы подачи обратной связи ты упускаешь, и внедряйте их по одному планомерно. Торопиться в этом деле некуда, а изменить свой стиль общения одним днем еще не удавалось ни одному человеку. Будьте к себе снисходительны и дайте столько времени сколько потребуется для внедрения новой привычки. Параллельно с этим можно стремиться убирать лишние привычки из этого процесса. Я предлагаю системно подойти к этому вопросу, но выбор за тобой
3. Тренироваться регулярно и с кайфом. Для отработки любого навыка его нужно тренировать. Можете поставить для себя жесткие рамки, например, ежедневно давать обратную связь как минимум один раз. Но чтобы этот процесс шел легче и был в удовольствие лучше создать для себя игру/челлендж - то же самое, но с поощрением в конце, пусть каждая возможность поделиться обратной связью будет в радость, как поиск клада или сбор артефактов в игре. Поощряйте себя за каждую десятую обратную связь, контролируйте соблюдение всех принципов обратной связи. А еще это даст возможность давать не только корректирующую обратную связь, но и позитивную. С постоянной практикой и страхи станут меньше, а в конце концов совсем уйдут.