Найти в Дзене
Школа Вокала.

Звук должен быть резонансным.Техника пения Ирины Богачевой и ее мастер-класс.

Ирина Петровна Богачева (1939-2019) -советская и российская оперная певица (меццо-сопрано).Это наш золотой фонд, блестящая плеяда советских-российских исполнителей таких, как Архипова, Нестеренко, Атлантов, Образцова, Малышев, Охотников. Богачева вместила в себя все лучшие грани русского характера, настоящей интеллигентности. В 80 она пела, как в молодости! Есть много талантливых оперных певцов,
но не каждому суждено творческое долголетие.
Талант Ирины Богачевой кажется удивительным и неисчерпаемым... Валерий Гергиев «На какую бы сцену, театральную или филармоническую, ни выходила Ирина Богачева, она царит на ней. В самом ее облике, артистической манере, в звучании голоса есть что-то царственное, ее появление в любой аудитории рождает атмосферу праздника музыки, праздника искусства».(Андрей Петров) Богачева воспитала целую плеяду талантливых исполнителей. Среди ее учеников - Богачева умела разглядеть в начинающем будущую звезду и умела с "нуля" сделать эту самую настоящую звезду! Это

Ирина Петровна Богачева (1939-2019) -советская и российская оперная певица (меццо-сопрано).Это наш золотой фонд, блестящая плеяда советских-российских исполнителей таких, как Архипова, Нестеренко, Атлантов, Образцова, Малышев, Охотников. Богачева вместила в себя все лучшие грани русского характера, настоящей интеллигентности.

В 80 она пела, как в молодости!

Есть много талантливых оперных певцов,
но не каждому суждено творческое долголетие.
Талант Ирины Богачевой кажется удивительным и неисчерпаемым...
Валерий Гергиев
Ирина Петровна Богачева
Ирина Петровна Богачева

«На какую бы сцену, театральную или филармоническую, ни выходила Ирина Богачева, она царит на ней. В самом ее облике, артистической манере, в звучании голоса есть что-то царственное, ее появление в любой аудитории рождает атмосферу праздника музыки, праздника искусства».(Андрей Петров)

Богачева воспитала целую плеяду талантливых исполнителей. Среди ее учеников -

  • Ольга Бородина, которую относят к числу лучших оперных певиц мира,
  • Наталья Евстафьева (дипломант Международного конкурса),
  • Наталья Бирюкова (лауреат Международного и Всероссийских конкурсов), имевшие огромный успех в Германии и выдвинутые на соискание премии «Золотой софит»,
  • Юрий Ившин (солист театра имени М.П.Мусоргского, лауреат Международных конкурсов),
  • а также молодые солистки Мариинского театра Елена Чеботарева, Ольга Савова и др.

Богачева умела разглядеть в начинающем будущую звезду и умела с "нуля" сделать эту самую настоящую звезду!

Это может получиться не сразу.
Например, Ольгу Бородину, которая поет сегодня на лучших сценах мира, не принимали ни в училище, ни в Консерваторию.
И нужно терпение, профессионализм педагога, чтобы зазвучало неповторимое меццо-сопрано. Голос, как и урожай, должен созреть.
С годами он может стать другим.
С одной стороны - это Божий дар. С другой, если его не ценишь, растрачиваешь по мелочам, - недолго потерять.
Сколько людей с выдающимся вокалом уже к сорока-пятидесяти годам превратились в посредственности.
Поэтому работа и только работа. из интервью

Богачева учились в консерватории у Ираиды Павловны Леваидо-ученице М.И. Бриан - известной певицы. И на кафедре вокала тогда придерживались эверардиевского направления. А Эверарди, как вы знаете, был сторонником диафрагматического дыхания и резонансного пения. традиции резонансной эверардиевской школы Богачева продолжала у себя на кафедре, будучи заведующей кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской консерватории.

В этой статье про Эверарди:

Дыхание и резонаторы.

Богачева говорит о своей технике пения так:

Звук должен быть резонансным.
Искусство пения - это искусство дыхания. Дыханием, глубоким и низким, надо удерживать голос на всех гласных, на всех нотах только в одном месте. И все вот в этом головном резонаторе (показывает на область переносицы и лобных пазух).
Голосовые связки? Надо забыть о них. Гортани нет! У меня поют резонаторы. Да! Именно резонаторы поют! Такое должно быть ощущение. Фиксировать внимание певца на голосовых связках вредно, особенно - начинающего, т.к. это обязательно вызовет, как правило, приводит к зажатому горловому звуку.
Вдох - не перегруженный. Ни в коем случае! Любое перегруженное дыхание - это зажим. Поэтому Барра и Ириада Павловна учили: когда вдыхаешь, как будто не вдыхаешь до конца. И петь начинаешь, как бы на этом неоконченном вдохе. Звук как бы продолжает этот неоконченный вдох.
Ощущении звука «в костях», где зубы, твердое нёбо.
Ни в коем случае «из костей не выходить», ни в коем случае звук «не опрокидывать».
Голос надо ощущать «под носом», все гласные - А, Э, И, О, У - все тут.
И, конечно, точка резонанса должна быть обязательно здесь (показывает на область между бровями). Это называется «третий глаз».

Смотрите Мастер-класс Народной артистки СССР, председателя Совета по вокальному искусству при Министерстве культуры России, заведующей кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской консерватории, профессора Ирины Петровны Богачевой в рамках 47 Всероссийского смотра-конкурса вокалистов - выпускников музыкальных вузов.

Вокальная техника, конечно, существует не ради вокальной техники.
Она служит художественной цели.
Но что я могу сделать, не владея техникой. Это смешно.
Поэтому, только владея совершенной вокальной техникой можно решать художественно-исполнительские задачи.
Это неразрывное единство.
Хотя, несомненно, что вокальную технику надо развивать как бы и самостоятельно, отрабатывая на упражнениях.
И поэтому вокально-технически правильный звук - это тоже искусство. Это составная часть нашего исполнительского искусства.