На дворе 1993 год. Россия переживает тяжёлые экономические и политические изменения. В октябре дело доходит до штурма телецентра «Останкино» с целью отрубить телевещание и позвать народ на баррикады! Под грохотом стёкол и шум толпы по коридорам чёрных ходов телецентр покидают актёры, которые совсем недавно ввязались в авантюру, сами не понимая зачем и почему. Так начинались съёмки «Петербургских тайн» – одного из первых российских сериалов.
Это кино появилось на свет не благодаря, а вопреки всем обстоятельствам. Актриса Ирина Розанова рассказывала, что её убедила сниматься Наталья Гундарева. Это телевидение! Тебя увидит и узнает вся страна! Гонорар не важен! И потом зритель хочет видеть наше кино, а не эти мексиканские и американские непонятные сюжеты.
Надо отдать должное создателям «Тайн». Не имея большого бюджета, точнее совсем не имея бюджета, они убедили целую плеяду известных актёров сниматься в СЕРИАЛЕ! Диком, на тот момент, неизвестном жанре. Да, были советские многосерийные фильмы, но они делались по госзаказу, снимались, монтировались и озвучивались, мягко говоря, не спеша, годами, и не имели такой протяжённости. А тут исторический сериал на 48 серий! Снимать нужно быстро и дёшево: в подборных костюмах, с живым звуком, и килотоннами текста, почти без репетиций.
Возможно, сказалась ещё советская закалка: при минимуме средств и возможностей выдать максимум, выложится. Это чувствуется, когда смотришь «Тайны». Все без исключения актёры играют тонко, глубоко, по-театральному изящно. В каждой сцене знакомое лицо: Елена Яковлева, Николай Караченцов, Виктор Раков, Михаил Филиппов, Дмитрий Брусникин, Валерий Баринов, Лидия Федосеева-Шукшина, Владимир Стеклов и многие-многие другие...
Помимо прекрасного актёрского ансамбля, сериалу повезло с литературной основой, с авторами и с режиссёрами. Создатели в прямом смысле слова отрыли шикарный сюжет про зло и добро, про потерянных и найденных детей, про любовь и месть. Не хуже западного «мыла», но только это наш XIX век и пасмурный Петербург. 100% попадание!
Сам по себе роман Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы», взятый за основу сюжета «Тайн», сегодня не входит в обязательную программу филологических факультетов. Написанный тяжёлым языком с обилием жаргонизмов и арго, роман производит очень гнетущее впечатление. Автор сознательно выписывает всю чернь и низменность жизни Петербурга первой половины XIX века, проявляя к тому же изрядный антисемитизм и национализм. Положительных героев нет как класса. Но есть шикарные образы и авантюрный сюжет. Это и вытащили из романа, обелив многие образы и прописав счастливый финал. То, что нужно для сериала: и драма, и надежда на лучшее в конце!
Молодую наследницу знатного рода Анну Чечевинскую соблазняет граф Шадурский. В тайне рождается девочка, которую горничная Анны, из мести, отлучает от матери. Спустя 16 лет Анна проживает жизнь проститутки по прозвищу Чуха, граф Шадурский с выросшим сыном продолжают кутить в высшем обществе и подминать под себя людей, а горничная Анны, разорив семейство Чечевинских,возвращается в Петербург под именем известной баронессы…Такова завязка. И распутать этот клубок Анне помогает её брат и его друг Ковров.
В романе Крестовского образы многих героев выписаны, мягко говоря, непривлекательно. Опустившую наследницу Анну автор откровенно уродует внешне. В сериале же прекрасна Елена Яковлева, встав на путь Чухи, лишь меняет гардероб, делает высокую прическу и ярко красит губы. Условность, которую зритель принимает и понимает, как и то, что Анна возвращается в приличное общество. Таких условностей в «Тайнах» хватает. Все герои от нищих до знатных пересекаются в заведении «Ерши», что невозможно было бы в реальности. Но у создателей одна декорация общественного заведения, пришлось всех там снимать.
Один из сценаристов «Тайн» – Анатолий Гребнёв в своей книге «Записки последнего сценариста» писал о том, что из сериала сознательно убрали часть героев романа, олицетворяющих совсем простой люд и трущобы: так зритель ничего не знает о блаженном Фомушке и судьбе бедного тапёра. Для этого придётся прочитать роман. Сериал поэтому и назвали «Петербургские тайны», а не «трущобы», так как о бедноте упоминается вскользь. Ставка была сделана на интриги высшего света. Это, опять же, любит зритель.
А вот из придирок можно отметить неровный монтаж: серии строятся то на длинных последовательных диалогах, то диалоги нарезаются и идут параллельно друг другу. Очевидно, не было какой-то чёткой концепции изначально, как «собирать» серии. Возможно даже пытались добавить динамики.
Пытались скрасить и визуальную часть картины, разбавляя длинные диалоги в декорациях уличными сценами и адресными планами. Но вот с последними вышло неудачно. Создать соотнесённость зданий с местами действий не получилось. Иными словами, сказать, как выглядит дом Шадурских или Чечевинских, сложно.
Ну и типичный ход для большинства длинных мелодраматических сериалов – это бесконечные флэшбэки и пересказы героями прошедших событий. Понятно, что это нужно для замедления действия, создания неспешности повествования, но это тяжело смотрится в нынешнее несущееся время.
Отдельно стоит упомянуть о «Развязке петербургских тайн» – 12-серийном продолжении, снятом в 1998 году, видимо, на волне успеха первого сериала. Абсолютно ненужное произведение с высосанным из пальца сюжетом в основе которого козни двух злодев. При этом «Тайны» заканчиваются титром «Конец фильма», а потом в «Развязке» идёт сквозная нумерация серий, как будто это один сериал. Но шарм-то уже ушёл. История была закончена, к чему её снова доставать и пытаться что-то досказать, когда всё уже сказано?!
И напоследок отдельно стоит сказать о музыке к сериалу. Ольга и Андрей Петровы написали прекрасную заглавную тему в темпе вальса, слегка ироничного и тревожного одновременно. Они очень точно угадали настроение сериала. А для финальных титров были написаны три душевных романса на стихи Е. Баратынского, М. Цветаевой и В. Высоцкого.
Вообще «Петербургские тайны» – это не просто история о том, как запылившийся роман получил вторую жизнь благодаря популярному сериалу. Это картина на стыке отмирающего советского телевидения и ещё не созревшего российского сериаловарения. Судя по артефактам на картинке в виде белых точек и крапинок, по характерной цветопередаче и по монтажным стыкам, «Тайны» снимали на киноплёнку; судя по неспешности повествования, по музыкальности и по игре актёров – судя по всему выше сказанному, очень хочется верить, что создатели пытались сохранить всё лучшее, что они знали на тот момент о хорошем кино и привнести в кино что-то новое, навеянное временем. И это получилось!