Найти в Дзене
Гремлинские Будни

[Отзывы на книги] "ПОТРАЧЕНО: Беспредельная история GTA" - Дэвид Кушнер

Оглавление

Первый диск с тремя буквами GTA появился у меня, когда мне было чуть больше восьми лет. Это была Vice City - с неоново-розовыми вывесками, голубой гавайской рубашкой, угловатыми машинами... Потом была San Andreas, попытки поиграть в более старую GTA III, пропущенная GTA IV и, наконец, GTA V. Словом - с моего знакомства с этой серией игр прошло уже без малого двадцать лет, и история развития видеоигровой индустрии в первую очередь интересна для меня как для геймдизайнера.

И эта книга, как никакая другая, позволяет погрузиться в дикую чащу ранней эпохи видеоигр.

НейроGTA
НейроGTA

Книги, игры и отношение к ним

Вообще, это не первая и далеко не последняя книга на тему игр. Некоторые из них "бьют по площади", описывая собирательный образ нескольких разных игровых франшиз (как это делает "Кровь, пот и пиксели"), какие-то фокусируются на отдельных временных промежутках (например, книга "Hey! Listen!", уделяющая внимание исключительно эпохе 80-х с аркадными автоматами и фактическим зарождением гейминга в том виде, в котором он существует сейчас). А есть книги, посвящённые исключительно конкретным франшизам и студиям - как эта книга или "Повелители DOOM" (от того же, кстати, автора).

В целом, меня радует то, как меняется отношение к играм в России. Можно сказать, что все упомянутые выше книги - относительные новинки: ещё условных десять лет назад на полках невозможно было найти non-fiction литературу, посвящённую играм. А теперь - пожалуйста! Вот и нон-фикшн, вот и полноценный фикшн для детей про Майнкрафт.

Игры уже плотно вписались в повседневную действительность большинства людей и перестали быть чем-то "только для подростков". Сейчас в игры в том или ином виде играют все. Кто-то рубится в хардкорные симуляторы на ПК, кто-то устраивает побоище в мортал комбате на PlayStation на вечеринках, кто-то решает нонограммы на телефоне, собирает три в ряд и растит картошку на виртуальной ферме. Кто-то хомяка тапает... кхм.

Отношение к играм, сколько я его помню, в нашей стране было нейтрально-негативным. Старшее поколение с предосуждением реагировало на новый вид искусства и развлечения, точно так же как век назад люди со скепсисом смотрели на первые кинопроекторы (а ещё раньше и литература считалась разлагающим мозги развлечением, да-да).

Совсем скоро на канале выйдет более полная статья на тему меняющегося отношения к видеоиграм в России.

ПОТРАЧЕНО

Непосредственно книга однозначно порадовала как манерой изложения, так и лихим, закрученным "сюжетом".

Казалось бы, серия игр GTA существовала будто всегда, и компания-разработчик Rockstar не особо когда-то терпела трудности. Но поверхностному взгляду неподвластно многое из того, что изложено на страницах "Потрачено".

Здесь и бурные штормы волнений вокруг видеоигр в целом - как я уже сказал, отношение к ним формировалось далеко не сразу, и далеко не сразу они вошли в привычный обиход и стали чем-то привычным для людей. Здесь непростая история амбициозной и провокационной концепции игр, в которых жестокость и насилие формируют основную часть геймплея, и то, как на это реагировала аудитория. Здесь и эпическое противостояние Rockstar и Джека Томпсона - человека, поставившего целью своей жизни похоронить серию GTA, разработчиков и индустрию видеоигр в целом.

Осторожно: нецензурная лексика

Читателю следует быть осведомлённым о том, что страницы книги буквально изобилуют нецензурной бранью. В данном случае считаю это более чем уместным - с учётом тематики игр GTA наверняка читатель будет подготовлен к такой лексике.

Тем не менее, стоит иметь в виду, что местами нецензурных слов и лексем бывает в обилии на страницах этой книги.

В остальном язык мне понравился, события изложены последовательно и разносторонне, затрагивают достаточно большое количество действующих лиц (и к этому тоже нужно быть готовым: зачастую трудно уследить, кто есть кто).

Вердикт: рекомендую

В основном, конечно, тем, кто знаком с серией GTA и заинтересован в ней, как и тем, кто заинтересован в целом в индустрии видеоигр и истории их развития.

"Потрачено" - книга не только про одну из самых известных серий видеоигр. Это книга про мечту, про непростой путь к ней, скрывающий огромное множество подводных камней, про досадные и дорогостоящие ошибки и про постоянное расширение границ возможного и дозволенного.

Это книга про большой успех и его цену.