Найти тему
Smapse News: Образование и наука

Техногенные аварии, о которых власти СССР молчали. Часть 1

Оглавление

В Советском Союзе было принято замалчивать в СМИ, находившихся под строгим контролем государства, информацию о техногенных происшествиях и их последствиях. Даже наиболее резонансные случаи, способные бросить тень на безупречный образ советского строя, активно скрывались коммунистическими властями.

Официально самолеты Аэрофлота не терпели крушений, здания не рушились, и атомные реакторы не выходили из строя. В условиях отсутствия интернета и ограниченных междугородних звонков скрыть инциденты было относительно просто. О происшествиях знали лишь непосредственные участники событий, их близкие, а также те, кто мог слушать "Голос Америки". Часто информация распространялась через сарафанное радио, где из-за эффекта "испорченного телефона" масштабы инцидентов нередко преувеличивались.

Правду о многих из этих событий люди смогли узнать лишь спустя много лет, в период с 1986 по 1988 годы, когда Михаил Горбачев объявил о Перестройке и курсе на гласность.

Кыштымская авария

За 30 лет до катастрофы на Чернобыльской АЭС, 29 сентября 1957 года, в закрытом городе Челябинск-40 (ныне Озерск) в Челябинской области на химкомбинате "Маяк" произошла первая крупная радиационная авария, о которой мало кто знает.

Из-за перегрева и разрушения одной из емкостей для хранения радиоактивных отходов в атмосферу было выброшено около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ (для сравнения, на ЧАЭС — 50 миллионов кюри). Ветер разнес радиоактивные продукты по Челябинской, Свердловской и Тюменской областям на площади в 25 тысяч квадратных километров. Так образовался Восточно-Уральский радиоактивный след, в результате чего 17 тысяч жителей из 23 сел были эвакуированы. Также сильно пострадали река Теча и город Каменск-Уральский.

В 1967 году ситуация ухудшилась из-за обмеления озера Карачай на территории комбината, куда сбрасывались радиоактивные отходы. Ветер разнес радиоактивную пыль по окружающей территории, усугубив и без того тяжелую ситуацию.

Столкновение двух Ту-134 над Днепродзержинском

11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском (ныне Каменское, Украина) из-за ошибки неопытного авиадиспетчера Харьковского управления воздушного движения на высоте 8400 метров столкнулись два самолета Ту-134. Один из них выполнял рейс Ташкент - Минск, другой — Челябинск - Кишинев.

В первом самолете почти в полном составе летела футбольная команда "Пахтакор" из Ташкента, направлявшаяся в Минск на матч Высшей лиги СССР. Этот факт сделал невозможным полное сокрытие инцидента.

Авиадиспетчер и его руководитель были приговорены к 15 годам лишения свободы. Для команды "Пахтакор" было решено сохранить место в Высшей лиге в течение трех лет, независимо от результатов их игр.

Куреневский потоп

13 сентября 1961 года в Киеве, в районе Бабьего яра, прорвало земляную дамбу Петровского кирпичного завода. Эта дамба была построена для постепенного замыва глубокого оврага пульпой, состоявшей из грунта и воды с отходов производства.

В результате прорыва 14-метровая волна селевого потока затопила густонаселенный район Куреневка, уничтожив частные жилые дома, автобусы, трамваи, стадион "Спартак" и трамвайное депо.

Шестеро ответственных должностных лиц, одобривших строительство дамбы, были приговорены к тюремным срокам.

Давка на прощании со Сталиным

9 марта 1953 года Москва стала свидетелем огромного скопления людей, собравшихся проститься с покойным генералиссимусом Иосифом Сталиным. Ожидалось, что на церемонию прощания придет множество граждан, но масштабы собравшихся превзошли все прогнозы. Неграмотная организация движения и неправильное распределение потоков людей в центре города привели к трагическим последствиям.

Особенно критическая ситуация сложилась на спуске Рождественского бульвара у Трубной площади, где возникла массовая давка. Люди, пытаясь спастись от сдавливающей толпы, укрывались во дворах и под грузовиками, которые были установлены для ограждения зоны прохода от проезжей части. Несмотря на эти меры, давка оказалась смертельной для многих: люди падали, их затаптывали, а оказать помощь в такой плотной массе было практически невозможно.

Печальные события того дня унесли жизни множества людей, о чем долгое время не сообщалось открыто. Многие пострадавшие так и не смогли добраться до места прощания, их увозили на скорых, а причины их травм часто оставались недосказанными. Этот трагический эпизод стал еще одним мрачным пятном в истории прощания с советским лидером, подчеркнув ужасы неконтролируемых человеческих потоков и бездумной организации массовых мероприятий.

А когда вы впервые услышали о крупных техногенных катастрофах советского периода?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также: