Найти тему
KinoGeek

"Пацаны": супергеройский манифест политике США. Рецензия на четвёртый сезон сериала

Творение Эрика Крипке и Amazon, декларирующее супергеройскую повестку современности в выворачиваемой наизнанку оболочке, давно вышло за рамки приземлённости и рабочей дешевизны: с каждым новым сезоном "Пацаны" получают всё больше популярности, а траты на постановку и реализацию всех безумных замыслов шоураннера "Сверхъестественного" лишь повышаются. Смелая и ёмкая деконструкция откровенно стагнирующего жанра, не боящаяся идти на поводу у проблематики сегодняшней кино-повестки, закрепилась в звании лучших массовых проектов сферы стриминга и телевидения. Харизматичные акулы Бутчер и Хоумлендер, контрастирующие образы которых закрепились в умах зрителей и буквально стали синонимом словосочетания "маскулинная брутальность", чёрный юмор, высмеивающий буквально все актуальные проблемы США, как капиталистической сверх-державы, углубление в психологию "маленьких" людей, рискующих бросить вызов крупным медиа-корпорациям: за все эти факторы аудитория так полюбила "Пацанов". На данном этапе сериал уже близится к своему триумфальному завершению: и перед финалом, который должен свести все этюды шоу в единый клубок, свет увидел четвёртый сезон, все эпизоды которого вышли на стриминговом сервисе Prime Video. Но тут у сериала и начались главные проблемы, выглядываемые невооружённым глазом ещё в предыдущих сериях

"Пацаны" скачут от сумасбродной карикатурности и сюрреалистично-кровавого безумия до актуальной повестки и сентиментальной драмы так резко и откровенно, что давно потеряли принадлежность к определённой жанровой прослойке. И после коалиции с Солдатиком, перелившейся в гротескный фарс (которым нас одарили, к примеру, в "Герогазме"), "Пацаны" вновь вернулись в сторону приземлённости и расследования психологических проблем своих персонажей. Ещё несколько лет назад Крипке пообещал, что в четвёртом сезоне демоны главных героев его сериала обязательно всплывут на поверхность, что родит множество новых конфликтов и сюжетных перипетий. Зрительский вопрос звучит уже по-другому: такого ли мы ждём от некогда смелой деконструкции супергеройского жанра? Уже на данном этапе долгожданное продолжение споткнулось о весомые камни преткновения

-2

Буквально вся история продолжения сконцентрирована вокруг личных арок персонажей: Бутчер, пытающийся помириться с Райаном и вновь переманить его на свою сторону; Хьюи, желающий помочь находящемуся в коме отцу (персонаж Саймона Пегга из первого сезона); Французик, находящийся в поисках искупления за совершённые им злодеяния в прошлом; Кимико, страдающая от травмирующих воспоминаний из супергеройского концлагеря; Молоко Матери, стремящийся покончить с работой на ЦРУ и выйти на пенсию вместе со своей семьёй; Старлайт, впервые познающая на себе злосчастную культуру "отмены"; Хоумлендер, чей разум хочет откинуть последние частицы человечности и милосердия. Гигантские, по меркам "Пацанов", сюжетные линии проходят буквально все знакомые нам герои: в их среде находятся не только сами Пацаны, но и члены Семёрки, такие как Поезд-А, преображающийся в настоящего супергероя, и Глубина, разбирающейся со своими любовными чувствами. Контраст с безумным по градусу энергии третьим сезоном проводится чуть ли не сразу же

-3

Невооружённым взглядом можно рассмотреть обоюдную зависимость Эрика Крипке от продюсеров Amazon: сценарная фабула "Пацанов" явно не желала быть продлённой сразу на пять сезонов. И если в эпизодах двухгодовой давности финал привёл персонажей к сворачиванию всей операции, что поставило крест на её сюжетной значимости, то новые серии растягиваются подобно тому же "Сверхъестественному", удаляясь в сторону личных переживаний персонажей и их травм прошлого. Редкое взаимодействие героев и обособленные друг от друга арки никак не помогают развитию основной линии сериала: а она, как это не странно, действительно пытается быть ёмкой декларацией всеобщего людского безумия на фоне перемен в политической среде Америки

-4

"Пацаны" всегда были не столько деконструкцией супергеройского жанра, сколько сатирой над бюрократией и современными капиталистическими законами: обнаглевшие медиа-корпорации, подмявшие под себя всю власть в стране, жадные продюсеры (параллель с реальностью проводится сама собой), выдаивающие последние капли из стагнирующих франшиз, карикатурная политическая борьба между республиканцами и демократами, сводящая конфликт к столкновениям гражданских масс. Четвёртый сезон подвёл нарабатываемые Эриком Крипке вводные к одной целой конъюнктуре: выбранный манифест четвёртого сезона как нельзя к стати подходит к сегодняшней дестабилизированной ситуации, связанной с грядущими выборами и устранением политических конкурентов. И в этом плане "Пацаны" по-прежнему хороши собой

-5

Однако не совсем за политическую сатиру и высмеивание республиканцев широкий круг зрителей возвеличил творение Крипке: на переднем плане всенародного признания всегда стояла огненная харизма персонажей, сталкивающихся в многочисленных морально-этических (и иногда выходящих за их пределы) конфликтах по ходу продвижения шоу. Карл Урбан и Энтони Старр, образующие идеальную коалицию, черту между которой простым карандашом рисует шоураннер, были, есть и будут верховной причиной массовой симпатии в сторону "Пацанов". И едва ли можно сказать, что четвёртый сезон обрамляет эту симпатию в более откровенную форму: кривляния Старра в образе Хоумлендера уже не смешат (в и то же время не страшат) так, как это было в предыдущих сезонах, а Урбан в роли Бутчера (к которому на этот раз присоединяется старый знакомый Джо Кесслер, в исполнении чертовски харизматичного Джеффри Дина Моргана) и вовсе разбирается с подавленными чувствами, вызванными заработанным от использования препарата "Ви" раком, львиную долю сезона. Даже в контексте "сбора" смешных гифок и мемов новый сезон выглядит бедным собратом своих предшественников

-6

Впрочем, "Пацаны" никогда не потеряют эстетику своей маниакальной жести: литры бутафорской крови, чересчур откровенные и даже мерзкие сцены (в этом плане четвёртый сезон пробил совершенно новую брешь), слишком жестокие моральные издевательства над более низшей "кастой". Можно даже сказать, что Эрик Крипке, за неимением грамотной и строго выверенной истории, растянутой в угоду продления ещё на один сезон, увеличил градус безумия, доведя его до карикатурного предела. Но если раньше это безумие считалось нормальным и даже в меру колоритным для сеттинга сериала, то теперь создаётся ощущение, будто бы шоураннер попросту не знает, чем ещё способен удивить публику. Удивить - сугубо в отрицательном ключе

-7

После достаточно удручающей концовки третьего сезона было бы глупо ожидать от продолжения какого-либо откровения: новые "Пацаны" выглядят неспешным и длинным последним вагоном, опаздывающим за общим составом. Большинство филлерных эпизодов, в основе которых стоят личные арки персонажей (большинство из которых, как таковые, прошли их ещё в первых сезонах), лишь оттягивают неизбежную и самую вкусную часть под финал, который открыто и ёмко декларирует зрителю установление нового мирового порядка в пределах вселенной шоу. Выглядящее как восьмичасовой трейлер к гигантскому финалу продолжение не пытается создавать новые конфликты и вводные, а попросту приберегает уже использованные линии, образовывая вокруг них историю целого сезона. Но холодное и пробирающее окончание под ещё один трек Nirvana даёт надежду на счастливое будущее для сериала: так смогут ли "Пацаны" вновь показать себя в лучшем свете? Или их былые деньки давно остались на стриминговых задворках? Ответ на этот вопрос узнаем минимум через два года

-8