Июнь 2010. Metallica, Slayer, Megadeth и Anthrax впервые выступили вместе как Большая четверка.
Нет на земле места более металлического, чем взлетная полоса огромного аэропорта в Польше, залитая оранжевым светом заката. Рядом с нами стоит Дэйв Мастейн из Megadeth, его медные локоны отражают последние лучи солнца. Под саундтрек из Slayer и восторженных криков 81 000 зрителей Мегадэйв бормочет: "Знаете, я говорил всякое в прошлом, и я пытался загладить свою вину... И вот мы здесь, со всеми группами, с которыми у меня были разногласия. Мы все такие милые!" Он недоверчиво качает головой и удаляется поболтать с девушками.
Дэйв не единственный, кто не может поверить в происходящее. Спустя двенадцать часов после того, как мы покинули Великобританию, и три часа после прибытия на фестиваль Sonisphere в промышленном пригороде Варшавы, мы все еще не можем осознать, что являемся свидетелями этого грандиозного события. Как выразился Скотт Иэн из Anthrax: "Вчера вечером я сидел за столом с Джеймсом [Хэтфилдом] и Кирком [Хэмметом]. И Джеймс вдруг говорит: 'О, смотрите, Ларс [Ульрих] утомил Дэйва до смерти'. Ларс и Дэйв просто болтали друг с другом. И я сказал: 'Мне как-то странно даже видеть, как они разговаривают, потому что в последний раз, когда я это видел, Дэйв еще был в Metallica!'". Энергия была безумной: мы все время говорили друг другу: "Ты можешь поверить, что мы действительно делаем это?". Это так захватывающе..."
Масштабы этого события огромны. Sonisphere с трудом удалось собрать Большую четверку всего на несколько дат, но есть ощущение, что творится история. В конце концов, Большая четверка трэша, как их окрестили в конце 1980-х, провела последние 20 с лишним лет, борясь с наркотиками, смертью, лечением от зависимостей, перестановками в составе и капризами моды, которые покончили бы с менее сильными группами, – и все же они здесь, старше и, по большей части, мудрее, но с таким же голодом, что делает это шоу, их самое первое совместное выступление, единственным концертом, который стоит увидеть в этом году.
Атмосфера на польском Sonisphere наэлектризована. Как средневековые армии, готовящиеся к битве, группы расположились в двух гигантских белых шатрах. Один из них принадлежит Metallica, с пристроенной зоной разминки ("Tuning Room"); другой делят Slayer, Megadeth и Anthrax. Впрочем, никакого элитизма здесь нет: все участники групп свободно перемещаются по гримеркам друг друга, охраны минимум – наверное, потому, что, в отличие от британских или американских мероприятий, здесь очень мало пиарщиков, фанатов, менеджеров и прочих личностей, слоняющихся за кулисами.
Польская дэт-метал группа Behemoth открывает шоу, и фронтмен Нергал явно не может прийти в себя. После 30-минутного сета своей группы он говорит нам: "Что я могу сказать? Я поражен! Для нас большая честь открывать это шоу, особенно в Польше. Обычно стадионные концерты даются нам нелегко, потому что мы не арена-рок группа, но я думаю, что наш сет прошел очень хорошо". Встретился ли он со звездами шоу? "Да, Ларс подошел ко мне – он был так дружелюбен!", – кивает он. На вопрос, получил ли Behemoth гонорар размером с планету за свое выступление на Sonisphere, он очень дипломатично отвечает: "Мы получаем огромное удовлетворение, ха-ха! Мы бы сделали это бесплатно. Что бы ни случилось в будущем, мы всегда будем группой, которая играла с Metallica".
Разогретая чудовищной музыкой Behemoth, польская публика оказывает Anthrax самый радушный прием, встречая первые аккорды Caught In A Mosh оглушительным энтузиазмом. Мы рады это видеть, потому что это не просто концерт для нью-йоркских ветеранов: это не что иное, как начало новой эры, которая может сделать их или сломать. После двух лет хаоса, когда никто толком не знал, кто у них поет, Anthrax вернули своего старого фронтмена Джоуи Белладонну, который своим искусным вокалом украсил лучшие альбомы группы, такие как Spreading The Disease и Among The Living.
"Это очень важно для меня!", – сияет за кулисами Джоуи, который признается, что перед выступлением провел два часа в толпе, общаясь с фанатами. Гитарист Скотт Иэн добавляет: "Джон Буш решил, что больше не хочет быть в группе – ни в какой. Он решил, что эта жизнь просто не для него. Зная, что грядут концерты Большой четверки, нам показалось логичным, что их отыграет Джоуи, потому что именно этот состав группы должен это делать. Джон просто не мог взять на себя обязательства работать полный рабочий день, что, в некотором роде, решило дело за нас: мы подумали: 'Хорошо, давайте посмотрим, захочет ли Джоуи сделать это'. Мы пригласили его в Нью-Йорк, и он потусовался с нами пару дней, и это определенно было приятно".
Гастрольный тур фестиваля Sonisphere 2010 состоялся в период между 16 июня и 8 августа. За это время концерты прошли в 11 странах Европы: в Польше, Швейцарии, Чехии, Болгарии, Греции, Румынии, Турции, Испании, Великобритании, Швеции и в Финляндии.
Скотт объясняет, что концерты Sonisphere – это совершенно новая глава для Anthrax. "После прошлого лета, когда Дэн Нельсон ушел, мы как группа попали в нисходящую спираль: мы никогда раньше не отменяли туры, ни по какой причине. Ничего подобного в истории нашей группы не было. Нам повезло, что Джон вернулся и отыграл с нами на Knebworth Sonisphere и несколько концертов в Японии и Австралии. Мне бы хотелось думать, что все это должно было случиться не просто так, и что Джоуи вернулся в группу, чтобы остаться, и мы запишем альбом и продолжим в этом составе. Это то, чего мы все хотим".
Расслабляясь за кулисами, Дэйв Мастейн готовится к своему сету. Megadeth сейчас на высоте, и популярность их альбома Endgame 2009 года – самого агрессивного и техничного альбома Дэйва за долгие годы – говорит о многом об отношении публики к трэш-металу в 2010 году. Усиленные возвращением басиста Дэвида Эллефсона, Megadeth близки к пику своей формы – хотя Дэйв знает, что в прошлом он облажался, и облажался по-крупному.
В откровенном разговоре он пожимает плечами: "Это историческое событие по многим причинам. Столько счастливых людей стоит там, в зале. Могут быть и такие, кто скажет: "Пошел ты, Дэйв, я тебя ненавижу". Но в конце концерта они скажут: "Знаешь что? Я хорошо провел время". Меня ничуть не волнуют люди, которые меня не любят. Меня волнуют те, кто любит!"
На вопрос, не смущало ли его выступление на разогреве у Slayer, группы примерно равного с Megadeth уровня, Дэйв объясняет: "Нет, я думаю, это потому, что Slayer существуют значительно дольше, и у них было меньше изменений в составе". Он добавляет: "Для меня это действительно здорово, потому что я единственный, кто играл в двух группах. Вчера вечером мы ужинали, и мы с Ларсом сидели за одним столом и всю ночь болтали. Мы с Джеймсом друзья. Так много людей являются поклонниками Metallica, и они упускают Megadeth, потому что думают, что мы не ладим. Megadeth делают хорошую музыку, так что я действительно считаю, что они должны дать нам шанс".
Судя по реакции польской публики, многие готовы это сделать: их признание новых песен 'Deth, таких как Head Crusher, так же велико, как и классики Symphony Of Destruction. За кулисами Керри Кинг из Slayer слушает сет Megadeth, разговаривая с нами, и говорит: "Я считаю, что у Megadeth был чертовски хороший последний альбом – это отличные риффы! Metallica тоже делает тяжелую музыку. Сейчас самое время для такого тура".
Керри, которого Кирк Хэммет позже опишет нам как "чертовски металлического", сделал то, что у него получается лучше всего, по прибытии в Польшу накануне вечером, появившись на ужине, организованном Metallica, в приподнятом настроении. "Вчера я чувствовал себя настоящим историком", – сообщает он нам. "Это было потрясающе. Я сидел за столом с Шоном Дровером из Megadeth, поднял глаза и сказал: 'Чувак, здесь полно чертовски знаменитых людей!'. Первым, кого я увидел, был Эллефсон, потом я тусовался с Кирком и Скоттом, а потом большую часть вечера провел с Шоном и Крисом [Бродериком] из Megadeth, а потом мы с Кирком начали пить шоты, и понеслось. Это было чертовски круто!".
Если бы кто-то и мог реально переиграть хедлайнеров этим вечером, то это Slayer, чей часовой сет завораживает. "Я собрал брутальный сет", – обещает Керри заранее, и действительно, скоростной забег лос-анджелесского квартета по классике (Angel Of Death, Chemical Warfare и апокалиптическая Raining Blood) и новому материалу (Jihad, World Painted Blood) стоит того, чтобы проехать ради него долгий путь. Slayer олицетворяют металл, вплоть до своих олдскульных музыкальных предпочтений: как говорит нам Керри: "Я видел в городе афишу, на которой было написано, что скоро здесь будут играть Venom – и я подумал: "Черт! Почему они не могут выступить на этом мероприятии?".
И вот Metallica, самая большая хэви-метал группа из всех, что когда-либо были или, возможно, когда-либо будут. Четыре группы поддержки сделали свое дело и удалились в свои гастрольные автобусы, так как долгий переезд на следующий Sonisphere в Швейцарию мешает разгулу за кулисами. Сцена готова, солнце село, и, Боже мой, это начало The Ecstasy Of Gold? В то время как 81 000 человек скандируют "Metallica!", мы опрокидываем свою водку и бежим к сцене...
"Знаете что?", – сказал Кирк Хэммет днем ранее. "В 1988 году это шоу никогда бы не состоялось, по какой-то причине. В 1998 году всем было наплевать, а сейчас, в 2010-м, это большая новость. Да благословит это Бог! Изначально это была идея Джеймса. Однажды он просто подумал, как было бы здорово, если бы Большая четверка поехала в турне вместе, и мы все как бы почесали затылки в знак согласия и сказали: "Да, это было бы очень, очень круто".
Рассказывая о вчерашней встрече, Кирк говорит: "Это было в итальянском ресторане здесь, в Варшаве, и все тусовались до часу-двух ночи. Мы все были очень рады быть здесь: главной темой было то, как здорово, что нам удалось это осуществить, и как здорово, что мы все еще живы спустя 25 лет. Мы просто болтали и наверстывали упущенное. Там были только группы – никаких подружек или менеджеров. Это было уморительно, потому что легко могло быть и 1985 годом: у нас гораздо меньше волос, но гораздо больше опыта!".
Вопрос, который мы должны были задать – о том, не вызывает ли неприязнь, существовавшая между некоторыми музыкантами на протяжении десятилетий, обиду, – не застал Кирка врасплох. "Я человек чести и искренности, и я верю в карму", – сказал он нам, – "и я не позволяю подобным вещам меня беспокоить. В жизни есть вещи поважнее, и я не позволяю себе злиться из-за того, кто что сказал. У меня довольно хорошее представление о себе, так что я никогда не позволял всей этой ерунде меня беспокоить. Вы никогда не увидите, чтобы я отвечал на какую-либо чушь, я никогда не утруждал себя этим. У меня нет времени на всю эту хрень. Мы все прекрасно знаем, что это было в прошлом, а сейчас настоящее, и то, что происходит, то и происходит. Это шоу, которое стоит увидеть поклонникам метала".
Эту точку зрения, похоже, разделяет и многочисленная публика, собравшаяся сегодня вечером: когда безошибочно узнаваемые первые аккорды Creeping Death обрушиваются на толпу, сопровождаемые 20-футовыми вспышками пиротехники, мысль о том, чтобы быть в этот момент где-то еще, кажется немыслимой. 15 песен в основном сете охватывают период от самых истоков трэш-метала – The Four Horsemen и Master Of Puppets – до начала 90-х, когда Metallica царила на MTV (Sad But True звучит грандиозно), но группа легко перешагивает через эру Load, Reload и St Anger, и только Fuel представляет эти "боковые пути", как называет их Кирк в нашем интервью. Три песни с Death Magnetic завершают сет, но хиты на бис закрепляют успех: кавер Metallica на Queen's Stone Cold Crazy 1990 года, за которым следует самая первая песня группы Hit The Lights и гимн трэша Seek And Destroy. Это захватывающее зрелище.
И, может быть, может быть, вы тоже это увидите. Вы читаете об этом здесь первыми: если этот забег пройдет успешно (а почему бы и нет?), шоу Большой четверки могут состояться и в других странах. Кирк говорит нам: "Если все получится, и у всех будет время, нет причин, по которым мы не сможем сделать это снова в будущем. Это, по сути, пробный запуск". Керри Кинг добавляет: "Я надеюсь, что это перерастет во что-то большее и дойдет до Западной Европы, Великобритании и остального мира. Вчера вечером я сказал Джеймсу: "Чувак, я думаю, это будет нечто грандиозное – надеюсь, мы сможем привезти это повсюду...". Если все получится, я не представляю, почему бы этому не случиться".
Интересный случай произошел в конце сета Metallica. После финального выхода на бис группа бросала в толпу барабанные палочки и гитарные медиаторы, когда какой-то идиот из аппаратной пустил по системе громкой связи записанное сообщение. Пока гигантский бестелесный голос что-то вещал публике по-польски, Джеймс Хэтфилд рявкнул в микрофон: "Заткнись к черту! Мы еще не закончили!". Стадион взорвался аплодисментами.
И он прав. Metallica еще не закончили. Трэш-метал жив и здоров.