Иногда игры, которые критики разнесли в пух и прах, а продажи оказались настолько низкими, что впору говорить о провале, вдруг обретают вторую жизнь. И не просто обретают, а становятся хитами, любимцами публики, проектами, о которых говорят годы спустя. Как такое возможно?
Причин может быть множество. Иногда разработчики создают нечто настолько уникальное и глубокое, что массовая аудитория просто не готова это оценить сразу. Бывает, что игра страдает от технических проблем, которые позже исправляются патчами. А порой проект настолько опережает своё время, что находит признание лишь спустя годы, когда игроки «дорастают» до заложенных в нём идей.
В этой статье я собрал подборку таких игр, которые, несмотря на первоначальный провал, сумели завоевать сердца геймеров и стать настоящими легендами. Конечно, мой выбор в определённой степени субъективен, но я старался опираться на общее мнение игрового сообщества и данные Google Trends. Предлагаю вместе посмотреть на эти проекты и разобраться, что может их объединять.
Vampire: The Masquerade — Bloodlines
Лос-Анджелес начала 2000-х. Город ангелов превращается в город демонов, когда солнце садится за горизонт. Именно здесь разворачивается история Vampire: The Masquerade — Bloodlines, ролевой игры 2004 года от студии Troika Games. На первый взгляд — очередная игра про вампиров средней паршивости. Но стоит копнуть глубже, и вы обнаружите настоящий бриллиант, который, увы, изначально был погребён под горой технических и геймдизайнерскиз проблем.
Когда Bloodlines вышла, критики и игроки были в замешательстве.
С одной стороны — потрясающая атмосфера, глубокий сюжет и невероятная свобода выбора. С другой — баги, вылеты и недоработки, а также очень странный баланс — и, как нетрудно догадаться, вторая сторона перевесила.
Игра провалилась в продажах и рецензиях, а студия Troika вскоре закрылась. Казалось бы — конец истории. Но не тут-то было! Фанаты увидели в Bloodlines нечто большее, чем просто игру. Они увидели в ней искусство.
Годами энтузиасты создавали патчи, исправляли ошибки, дорабатывали контент и возвращали вырезанное. Постепенно тот самый гадкий утёнок превратился в прекрасного лебедя. Сегодня Vampire: The Masquerade — Bloodlines считается классикой жанра, must-play для любителей вампирской тематики и глубоких RPG.
Psychonauts
Летний лагерь для детей с паранормальными способностями — звучит как завязка для типичного подросткового ужастика, верно? Но в руках гениального Тима Шейфера эта идея превратилась в одну из самых оригинальных и незабываемых игр начала 2000-х. Psychonauts предлагает нам сыграть за Раза, юного экстрасенса, чьё путешествие проходит не только по реальному миру, но и по самым потаённым уголкам человеческого разума.
Несмотря на креативный подход и уникальный визуальный стиль, игра провалилась в продажах — а многие критики разнесли её в пух и прах, не оценив необычный геймплей и специфический юмор. Кроме того, даже поклонники проекта критиковали геймплей и технические недочёты. Казалось, что Psychonauts обречена стать ещё одной забытой страницей игровой индустрии.
Но время шло, и постепенно игра обретала всё больше поклонников. Игроки оценили креативный дизайн уровней, каждый из которых представляет собой разум отдельного персонажа. Они влюбились в харизматичных героев и оценили глубину сюжета, затрагивающего такие темы, как ментальное здоровье и личностный рост. И вот, спустя 16 лет после выхода оригинала, мир увидел долгожданный сиквел — Psychonauts 2. Эта история доказывает, что иногда для признания гениальности просто нужно время.
No Man's Sky
Когда в 2016 году вышла No Man's Sky, казалось, что мечта миллионов геймеров наконец-то сбылась. Бесконечная вселенная для исследований, миллиарды уникальных планет, космические сражения и торговля — разработчики из Hello Games обещали нам настоящую революцию в жанре. Но реальность оказалась куда более суровой.
Игра не оправдала завышенных ожиданий. Множество обещанных функций отсутствовало, геймплей быстро наскучивал, а технические проблемы добивали даже самых терпеливых игроков. No Man's Sky стала символом разочарования, а её создатели — объектом насмешек и критики. Казалось, что репутация студии безнадёжно испорчена.
Но разработчики не опустили руки. Годами они бесплатно выпускали масштабные обновления, добавляя новый контент и механики. Многопользовательский режим, строительство баз, управление космическим флотом — всё это появилось в игре после релиза. Постепенно No Man's Sky превратилась из главного разочарования 2016 года в одну из самых впечатляющих и масштабных игр о космических путешествиях.
История No Man's Sky стала уроком для всей игровой индустрии. С одной стороны, она показала, что даже самый провальный старт можно превратить в триумф, если упорно работать над ошибками. Или, точнее, что это касается не только мультиплеера, но и«сингла». С другой — породила так называемый «эффект Cyberpunk», когда крупные студии выпускают недоработанные игры под лозунгом «потом исправим». Но как бы то ни было, сегодня No Man's Sky — это маленькое чудо, которое стоит хотя бы попробовать.
Planescape: Torment
1999 год. Эпоха расцвета классических RPG. И вдруг появляется игра, которая ломает все каноны жанра. Planescape: Torment от Black Isle Studios — это не просто ролевая игра, это настоящее философское исследование, облечённое в форму интерактивного повествования. Само собой, столь необычный проект изначально оказался провальным.
Почему? Planescape: Torment была слишком необычной для своего времени. В эпоху, когда RPG ассоциировались с эпическими битвами и героическими подвигами, эта игра предлагала... философские размышления и море диалогов. Вместо типичного фэнтезийного сеттинга — странный мир, где убеждения могут менять реальность. Вместо классического героя — бессмертное существо, пытающееся вспомнить свою жизнь и понять, кто/что оно такое. Закономерно, продажи были настолько низкими, что игру признали коммерческим провалом что.
Но время шло, и постепенно Planescape: Torment обретала культовый статус. Геймеры оценили глубину сюжета, вариативность геймплея и философские темы, поднимаемые в игре. Сегодня Planescape: Torment считается одной из лучших RPG всех времён, а её влияние можно проследить во многих современных играх. Более того, в 2017 году вышел духовный наследник — Torment: Tides of Numenera, доказывающий, что идеи оригинала до сих пор актуальны.
Spec Ops: The Line
Когда в 2012 году вышла Spec Ops: The Line, многие ожидали увидеть очередной военный шутер. Ну знаете, из тех, где бравые американские солдаты спасают мир от очередной угрозы. И в этом качестве проект себя не оправдал, похороненный под грузом кривизны движка и «колхозного» геймплея ещё до того, как кто-то мог бы найти в игре что-то хорошее. Однако, через годы низкие продажи и смешанные отзывы при релизе сменились признанием Spec Ops: The Line как одной из самых смелых и провокационных игр о войне.
Сюжет игры погружает игрока в пост-апокалиптический Дубай, занесённый песком после разрушительных бурь. Мы управляем капитаном Мартином Уокером, который вместе со своим отрядом должен найти пропавшего полковника Конрада. Однако по мере продвижения по сюжету игрок сталкивается с всё более жестокими и морально неоднозначными ситуациями.
Spec Ops: The Line безжалостно деконструирует клише военных шутеров, заставляя игрока задуматься о природе насилия и цене героизма. Игра критикует не только военные конфликты, но и саму культуру военных игр, где убийство врагов преподносится как нечто обыденное и даже героическое. А если смотреть в ретроспективе, то влияние Spec Ops: The Line на развитие повествования в жанре шутеров вообще трудно переоценить — она открыла дорогу для более зрелого и вдумчивого подхода к военной тематике в играх.
Посмотреть хотя бы на перезапуск Modern Warfare с 2019 года — не заметить влияние Spec Ops невозможно.
Among Us
Маленькая инди-игра, созданная командой из трёх человек, два года пылится на цифровых полках, не привлекая ничьего внимания. А потом вдруг становится глобальным феноменом, затмевая даже крупнобюджетные проекты. Звучит как сказка? Но именно это произошло с Among Us.
Выпущенная в 2018 году, игра была разгромлена немногочисленными критиками и практически проигнорирована игроками. Казалось, что её судьба — навсегда остаться в безвестности. Но тут случилось непредвиденное: самоизоляция изменила мир, и Among Us оказалась в нужном месте в нужное время.
Простой геймплей, основанный на социальном взаимодействии, оказался идеальным для людей, запертых дома в период карантина. Возможность собраться с друзьями онлайн и сыграть в космических детективов быстро завоевала популярность. Стримеры и ютуберы подхватили волну, и вскоре об Among Us говорил весь мир.
Из неизвестной инди-игры Among Us превратилась в культурный феномен. Мемы, фанатское творчество, даже маркетологи использовали её для привлечения внимания молодёжи. На мой взгляд, история проекта доказывает, что иногда для успеха нужно не только качество продукта, но и удачное стечение обстоятельств.
Final Fantasy XIV
История Final Fantasy XIV — настоящая сага о падении и возрождении, достойная стать сюжетом отдельной игры. Когда в 2010 году вышла эта MMORPG, казалось, что легендарная серия Final Fantasy встретила свой бесславный конец. Игра была настолько плоха, что фанаты и критики единодушно назвали её худшей в серии.
Технические проблемы, неудобный интерфейс, скучный геймплей — всё это грозило не только уничтожить репутацию FFXIV, но и нанести серьёзный удар по всей франшизе. Square Enix оказалась на грани катастрофы. Но вместо того, чтобы бросить проект, компания решилась на беспрецедентный шаг.
Под руководством Наоки Ёсида команда разработчиков полностью переработала игру. Два года упорного труда — и мир увидел Final Fantasy XIV: A Realm Reborn. Это было не просто обновление, а фактически новая игра, учитывающая все ошибки оригинала. И результат превзошёл все ожидания.
Сегодня FFXIV — одна из самых популярных и уважаемых MMORPG в мире. Миллионы игроков, регулярные обновления, восторженные отзывы критиков — всё это казалось невозможным ещё несколько лет назад. История возрождения Final Fantasy XIV стала легендой не только среди фанатов серии, но и среди ветеранов игровой индустрии, доказав, что даже из самой глубокой ямы можно выбраться, если не опускать руки и прислушиваться к своим поклонникам.
Заключение
Истории этих игр доказывают одну простую истину: в мире видеоигр никогда нельзя говорить «никогда». Даже самое неудачное начало может привести к триумфу, если разработчики не опускают руки, а игроки готовы дать проекту второй шанс.
Каждая из этих игр прошла свой уникальный путь: от разгромных рецензий до статуса культовой классики, от технического кошмара до образца геймдизайна, от нишевого проекта до глобального феномена. Список, на самом деле, можно продолжать ещё долго: Rainbow Six, Demon's Souls, «Мор»... Много их было, и потому я привёл только самые характерные для индустрии примеры, которые можно экстраполировать на другие похожие игры. Комментарии открыты, можете написать свою версию списка.
Напоследок, отмечу, что все игры подборки можно приобрести на платформе Kupikod. Это особенно актуально для российских геймеров, так как некоторые из игр могут быть недоступны в обычных магазинах или напрямую в Steam для RU-аккаунтов.
Магазин игр Steam (гифтами, в один клик)
Купить игры Steam (ключами, в три клика)
С промокодом FULLDZEN — скидка до 10% на весь ассортимент
Статью для вас подготовил: В. Волков. Игрок с пятнадцатилетним стажем и молодой рецензент.
Играйте в хорошие игры!