Уже который месяц не утихает шум вокруг строительства высокоскоростной магистрали Мск – СПб. Что у нас нет ни подвижного состава для неё, ни технологий строительства пути, ни стрелок для этого пути – об этом я писал не так давно:
Стрелки есть на 250 км/ч, это означает, что 400 км/ч поезд сможет набирать лишь на перегонах. При скорости даже 250 за минуту преодолевается 4 километра. Перегоны планируются длиной километров по 30 – 40. Разгон у электропоездов даже на малых скоростях не космический – к примеру, ЭС1 («Ласточка») на скоростях 0 ... 60 км/ч выдаёт край 0,64 м/с² – это набор 2,3 км/ч в секунду. За минуту добавится 138 км/ч – вроде из 250 получатся почти 400...
Но это, повторюсь, разгон на малых скоростях, когда двигатели ещё полны сил и не захлёбываются противоЭДС, а кузова не упираются в твердокаменный воздух, который уже при 250 км/ч поднимает в воздух тяжёлые авиалайнеры. И с разгоном сопротивление воздуха растёт квадратично. Так что на скорости за 300 и 0,2 м/с будет хорошим разгоном.
Что такое противоЭДС – разъяснено в статье «ТЭД-3»:
В лучшем случае поезд будет скрести скорость по 43 км/ч в минуту, набирать 400 более трёх минут. Взяв среднее от скоростей 250 и 400, получим 325 км/ч. При такой скорости 30-километровый перегон будет преодолён за 5,5 минут. Поезд не успеет набрать 400 – уже надо будет тормозить... Даже если поезд будет безостановочным – всё равно из-за стрелочных переводов держать 400 всю дорогу не удастся, заявленные 2:15 – фантастика. Реальнее выглядят 3 часа. А чем можно заменить ВСМ, если говорить чисто о связи СПб и Мск?
Из трёх главных московских аэропортов для полётов на северо-запад удобнее Внуково и Шереметьево. К первому не так давно проложено метро, у терминалов A и D в 2023 году открыта станция «Аэропорт Внуково». Для красного словца возьмём время хода от «Арбатской» до «Аэропорта...» – с двумя пересадками это порядка 60 минут. Если пройти электронную регистрацию и прибыть за 30 минут до вылета, то со временем полёта 1:30 путь от «Арбатской» до аэропорта Пулково займёт ровно 3 часа.
Вроде как пока нос к носу с нерождённой ВСМ. Остаются 2 вопроса: как обеспечить регулярность полётов и куда деваться из аэропорта Пулково по прилёту? Из аэропорта можно уехать на машине, можно на автобусе до метро «Московская», равно как и другими автобусами. Надёжного, практически не зависящего от погоды транспорта в аэропорту Пулково нет.
Но начнём с первого вопроса. Большинство воздушных судов сейчас сертифицируются по метеоминимумам III категории ИКАО. Метеоминимум – высота от взлётно-посадочной полосы (ВПП) до нижней границы облачности (НГО) и горизонтальная видимость на ВПП. Если самолёт сертифицирован по кат. IIIa – на нём можно садиться при НГО 30 метров и видимости 200 м, по IIIb же можно садиться практически вслепую – при видимости 50 м.
Заход при плохой видимости обеспечивают и наземные радиосредства, и световое оборудование, о первых – в статье о радионавигации:
Наш многострадальный, но вполне надёжный Суперджет, к примеру, сертифицирован по IIIa. Почему же так много задержек и уходов на запасные при плохой погоде? Потому что ещё должен быть сертифицирован аэропорт, а экипаж – иметь допуск. И Внуково, и Пулково сертифицированы по кат. III, то есть при работающих наземных системах обязаны принимать те же Суперджеты при видимости 200 м, в густом тумане.
Но не допущены экипажи. Порой возникает неудобная ситуация, когда заграничные экипажи на всяких А320 садятся во Внукове при видимости метров 300 ... 400, а наши на точно таких же А320 уходят на запасные. Чтобы они имели право работать по кат. IIIа – нужно сложное и дорогостоящее поддержание их квалификации, но, тем не менее, это возможно, особенно при воле властей, поэтому перейдём ко второму вопросу.
Об автомобилях, в том числе автобусах, смешно говорить как о надёжном транспорте – банальное ДТП, которых сейчас море, рушит все расчёты. Железной дороги в шаговой доступности нет, до ближайшей станции Аэропорт – 6 км по дорогам. Остаётся один разумный вариант – последовать примеру Москвы и подтянуть метро к аэропорту. Ближайшая к аэропорту (А) станция – «Купчино» (М):
Причём и построена, и расположена она для продолжения строительства линии предельно удачно – это станция открытого типа, рядом депо – ТЧ-3 «Московское»:
Просто уложив съезды между станцией и депо, можно продлить линию:
Протянуть оттуда линию открытого типа в аэропорт обойдётся в сущие копейки. К примеру, по такой трассе длиной 9,7 км:
Для удобства назовём гипотетические станции так: «Витебская» (ибо рядом Витебский проспект), «Пулковская» (Пулковское шоссе) и «Аэропорт». Трассировка от «Купчина» до Шушар вполне очевидна – вдоль витебского направления ОКТ ЖД и линии детской железной дороги, место с виду есть:
Далее сносится грузовая автостоянка (или что там светится белыми прямоугольниками) и после кривой ставится станция для жителей основного жилого массива Шушар – благо имеющаяся станция «Шушары» пятой ветки находится в какой-то дикой промзоне, о ней легенды ходят:
Далее линия идёт вдоль Пушкинской улицы – по границе промзоны и жилой зоны, пересекает московскую трассу, потом южнее развязки – Пулковское шоссе, и заканчивается у терминалов аэропорта:
У Пулковского шоссе напрашивается станция – казалось бы, кому она там нужна? Но там рядом «Ситилинк», «Рольф», «Outlet village», это и рабочие места, и посетители, кроме того, можно создать перехватывающую парковку для тех, кто приезжает из области на машине и хочет по незнакомому городу ездить на метро – таких людей не так мало. Строить ничего высотного под глиссадами аэропорта всё равно нельзя – можно занять землю парковкой.
Собственно, там уже есть некая «Первая парковочная станция» – видимо, для пассажиров аэропорта. И от гипотетической «Пулковской» до терминалов остаётся 3 км. С этой линией время хода от центра Москвы до центра Петербурга составит менее 4 часов – столько сейчас обеспечивают «Сапсаны». Но ведь из аэропортов летают не только между столицами, метрополитен нужен пассажирам всех направлений. Ветка в аэропорт решит проблемы и авиапассажиров, и жителей Шушар.
Однако в нынешних планах строительства петербургского метрополитена, которые недавно подробно разобраны на канале ПОД СТУК, ничего такого нет:
Будем надеяться, что Беглов всё же возьмёт пример с Собянина и построит метро в аэропорт. Тогда для быстрого передвижения между столицами будут два варианта – «Сапсаны» и самолёты, и не факт, что на самолётах будет дороже. При налаженном движении билеты стоят копейки. А в регионах, в которых «РЖД» нафантазировало десяток промежуточных остановок ВСМ, для начала надо решить базовые проблемы бестранспортья, о которых недавно в очередной раз рассказал Блог ЖД фотографа:
Для удобства подписчиков и ПОД СТУК, и Блог ЖД фотографа, и Паша Машинист, и История транспорта, и ещё пара авторов держат общий Телеграм-канал, который поможет найтись даже в случае проблем с Дзеном:
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—