Из зависти, другой причины я не вижу, некоторые комментаторы пишут под статьями не просто обидные, а иногда оскорбительные слова в адрес блогеров. Конечно же, мои и не только мои читатели экспертнее меня во всех вопросах сразу. Разве можно в этом сомневаться, когда читаешь их отзывы на свои статьи?
Не в обиду никому, но чаще всего, да именно чаще всего, такие «экспертные» комментаторы сами никогда не пытались сложить слова в предложения, а предложения в статьи, которые будут полезны и будут дочитываться хотя бы до середины. Я уж не говорю о количестве ошибок в их тексте и отсутствии знаков препинания. Люди зачастую просто не уважают самих себя. Но для чего-то же они заходят почитать статью или посмотреть видео? Значит, ищут если не пользы, то хотя бы эмоций. Разные люди – разные потребности.
В своих ответах комментаторам, считающим блогеров бездельниками, которым надо идти работать на завод, я нередко отвечаю тем, что подавляющее большинство блогеров, как бы это не было удивительно, работают на заводе, фабрике, в офисе и мало ли ещё где. И лишь малая часть занимается этим видом деятельности для души или чтобы поделиться накопленными за многие десятилетия труда опытом и знаниями. Среди этой категории немало и пенсионеров. О них и хотелось бы поговорить в этой статье подробнее.
Выход на пенсию – это не только заслуженный отдых, но и возможность реализовать свой потенциал в новом формате. Долгие годы работы дарят нам бесценный опыт и знания, которые могут быть полезны другим. Почему бы не стать консультантом и не поделиться накопленной мудростью?
И как же организовать консультационную деятельность пенсионеру, какие шаги предпринять и с какими сложностями можно столкнуться?
Определите свою нишу
Проанализируйте свой опыт. В какой сфере вы работали? Какие задачи решали? Какие знания и навыки у вас наиболее развиты?
Выделите свою специализацию. Чем конкретно вы можете быть полезны? Это может быть узкая область (например, бухгалтерский учет для малого бизнеса, юридические консультации по жилищным вопросам) или более широкая (например, бизнес-консультирование, коучинг).
Изучите спрос. Есть ли желающие получить консультации именно по вашей специализации? Где искать вашу целевую аудиторию? Здесь вам в помощь поисковые системы интернета, не буду сейчас подробно на этом останавливаться, потому что это отдельная большая тема.
Выберите формат консультаций
Индивидуальные консультации. Классический формат, который предполагает личное общение с клиентом.
Групповые консультации. Подходят для обсуждения общих вопросов и обмена опытом. Здесь уместно написать обширную статью, на вопросы под которой уже можно будет отвечать индивидуально.
Онлайн-консультации. Позволяют работать удаленно с клиентами из любой точки мира. Формат видео или коротких роликов, ссылки на которые вы можете давать, отвечая на вопросы, сплетёт вашу деятельность в общий клубок.
Вебинары и мастер-классы. Формат для передачи знаний и навыков большой аудитории. Здесь нужно обладать помимо знаний в своей сфере деятельности ещё и умением работы с большими аудиториями. Начать такую деятельность можно опять же в онлайне.
Создайте свое портфолио
Оформите резюме. Укажите ваш опыт работы, образование, ключевые навыки и специализацию как консультанта. Напишите об этом в своём блоге, напоминайте кратко об этом в своих публикациях и консультациях.
Соберите отзывы. Попросите бывших коллег, клиентов или партнеров написать о вашем профессионализме. Не бойтесь нарваться на этом этапе на большое количество хейтеров, они будут попадаться на любом этапе.
Создайте сайт или профиль на специализированных платформах. Разместите информацию о себе, своих услугах и стоимости, а также отзывы клиентов. Прежде чем начинать зарабатывать, не забудьте зарегистрироваться в налоговом органе, чтобы не нарушать законодательство.
Определите стоимость своих услуг
Изучите рынок. Какова средняя стоимость консультаций по вашей специализации?
Учитывайте свой опыт и квалификацию. Чем вы опытнее, тем выше может быть цена.
Предлагайте разные тарифные планы. Например, пакет из нескольких консультаций, консультация с разбором конкретного кейса.
Найдите своих первых клиентов
Расскажите о своих услугах в кругу знакомых. "Сарафанное радио" – мощный инструмент на старте.
Используйте социальные сети. Создайте страницу или группу, посвященную вашей консультационной деятельности.
Разместите объявления на онлайн-платформах.
Примите участие в тематических мероприятиях. Это могут быть конференции, форумы, выставки.
Непрерывно развивайтесь
Следите за тенденциями в вашей сфере. Мир меняется, и важно быть в курсе последних изменений.
Повышайте квалификацию. Посещайте курсы, вебинары, читайте профессиональную литературу.
Получайте обратную связь от клиентов. Это поможет вам совершенствовать свои навыки и делать свои консультации еще более ценными.
Возможные сложности
Необходимость продвижения своих услуг. Будьте готовы к тому, что вам придется активно искать клиентов.
Конкуренция на рынке. В некоторых сферах консультационные услуги очень востребованы, поэтому придется побороться за клиентов.
Необходимость адаптироваться к новым технологиям. Многие задачи решаются онлайн, поэтому важно освоить базовые инструменты. Не устану повторять – Дзен вам в помощь.
Стать консультантом на пенсии – это отличный способ оставаться востребованным, делиться своим опытом и получать дополнительный доход. Главное – не бояться пробовать новое и верить в свои силы. А трудности есть в любом деле, и они преодолимы, когда цель стоит впереди, а всё остальное прилагается.
Напишите, готовы ли вы в качестве консультанта отдавать свои знания и умения бесплатно или на коммерческой основе, какие ваши страхи и причины, по которым вы не можете приступить к этой деятельности, будучи уже пенсионером.