Найти тему
Вечерняя Казань

Татарстанцев винят в неприбыльных проектах Минкульта

Оглавление

Чтобы музеи и театры окупались, у людей должно появится желание прийти туда и во второй, и в третий раз. Но жители Татарстана всячески этому противятся, предпочитая нечто новое.

Минкультуры РТ
Минкультуры РТ

Дорогостоящие музеи по большей части невыгодны. Человек, один раз увидев арт-объект, второй раз уже не придет, ему это не нужно. Это большая проблема. Встает вопрос: на что содержать объект? Медиа испортило людей: они живут новыми картинками и событиями, им нужно постоянно чему-то удивляться. С таким заявлением выступила министр культуры Татарстана Ирада Аюпова.

- Нам хочется прийти отдохнуть. На сильные спектакли не ходят: и так «жизнь черная». Люди устали от негатива, – отметила спикер. – Я считаю, что мы должны воспитывать «нового зрителя». Мне очень важно, чтобы в театр пришли думающие люди. И вообще, искусство — это не развлечение.

Национальное искусство — испытание для всех

В Татарстане 80 процентов кружков, творческих объединений — это театральные кружки. Не так развиты хореография, хоровое пение — они не традиционны для татарского народа. Театральное же искусство было с давних времен. Сейчас это самая востребованная форма досуга для большинства жителей, в том числе и в сельской местности.

По словам Аюповой, люди очень много «кричат» про сохранение татарского языка. Но, например, в театре кукол «Экият» билеты покупают на русские спектакли. Национальное искусство — испытание для всех.

Автор фото: Екатерина Петрова / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Екатерина Петрова / «Вечерняя Казань»

- Насколько мы можем сделать национальное искусство привлекательным для зрителя? Конечно, там есть возможность перевода на другой язык. Но как можно адаптировать некоторые фразы? Татарские спектакли нужно прочувствовать, понять морально, – заметила министр.

Очень много спектаклей ориентированы именно на татароязычного зрителя. Человек ментально должен воспринимать тот посыл, который дается со сцены.

Глава Минкульта Татарстана рассказала, что для нее большой вызов — оправдать и доказать, что «национальная культура интересна не только жителям республики».

Новый театр Камала еще не построен, но трещины уже в перспективе

В новом театре Галиаскара Камала в Казани будет суммарно 1300 посадочных мест и четыре зала. Но как сделать это пространство привлекательным для всех целевых аудиторий?

- Здесь очень большой для жителей вызов: достойны мы вообще вот этого? – заявила Аюпова.

Здание строится молниеносно: начали в 2023-м, а в октябре 2024 года уже хотят завершить проект. Такие короткие сроки не могли не вызвать вопросов к качеству объекта.

Министр культуры заверила: строительство идет под жестким контролем. Там используются «технологии уровня «Бог». Но даже с божьей помощью все может пойти не так гладко, как хотелось бы.

- Трещины будут в любом случае в процессе эксплуатации... Погрешности при строительстве миллиметровые. Сцены, которые там монтируются, высокотехнологичные. Оборудование прокладывается исходя из инженерных решений, заложенных в проекте, – прокомментировала руководитель ведомства.

Автор фото: Институт развития городов РТ
Автор фото: Институт развития городов РТ

Тем более есть гарантии, установленные государством. Они нужны, потому что в любом случае вылезут все дефекты или ошибки при отделке и строительстве.

Здание нового театра Камала будет очень интересным, как говорит Ирада Аюпова. Люди придут туда в первый раз на экскурсию. Так было и в Нацбиблиотеке: сначала приходили на экскурсию, а потом возвращались снова. Перед театром стоит та же задача.

- Мне кажется, та же задача прошита в демографической борьбе: стимулирование вторых и последующих рождений. Тут то же самое – мотивация вторых и последующих посещений.

Старый камаловский театр сейчас не каждый день дает спектакли на малой сцене. И заполняемость там явно не фантастическая. Режиссеры активно думают над этой проблемой. Но с появлением нового здания аудитория не сохранится. Иначе зачем тогда нужно было его строить? Главным отличием станет коммуникация со зрителем и определенная эмпатия.

- Если мы не докажем, что мы нужны людям, что нужно не здание, не картинка, не селфи на фоне красивого дизайна, мы сами себе будем противны, – заявила Аюпова.

Ответственность за сохранение «культурного кода» возложили на детей

В июне этого года в Казани прошла Всероссийская детская фольклориада. Сюда съехались ребята из 80 регионов страны. Глава Минкульта назвала мероприятие катастрофически сложным проектом.

По словам Аюповой, организаторы не спали две недели: то кто-нибудь из детей упадет, то потеряет сознание или горло заболит. Все это очень сложно с точки зрения администрирования. Однако энергетика была невероятная. Речь о концертах, которые они дали в районах республики, и шествии, проходящем возле Казанского кремля.

Автор фото: Минкультуры РТ
Автор фото: Минкультуры РТ

- Мы так часто говорим про какие-то мероприятия по сохранению культурного кода. Они [дети] все пели свои песни, на своем родном языке, были одеты в национальную одежду. Их никто не заставлял, они это делали сами, потому что они это любят, – отметила госслужащий.

Мероприятие – очень яркое событие в культурной жизни республики. Оно показало, что «у нас и у нашей страны есть будущее. И мы не отказываемся от своих корней. Эти дети – носители традиций, действительно любят свою культуру».

Кино Татарстана «проигрывает по всем фронтам»

Минкульт обвиняют в том, что не дает денег на создание национального кино, но «в начале должна быть мысль, о чем мы хотели бы снять кино и что мы хотим сказать смело». Такие критерии выдвинула Аюпова.

- Татарстану стоит поработать над качеством операторского и актерского искусства — сейчас мы это развиваем, но быстро это не выстрелит, – заявила она.

В пример министр привела якутский опыт. Там готовили большую команду во ВГИКе. Проекты выстрелили только через 10–15 лет, начали снимать хорошие фильмы. Ирада Аюпова предложила пойти по тому же пути.

У кинематографа сегодня очень много возможностей. Нет смысла даже ориентироваться на региональный бюджет. Гранты нужно искать в федеральном, так как именно там «вливаются большие средства». А чтобы побеждать в федеральных конкурсах, нужно правильно формулировать мысль и очень грамотно писать сценарий.

- К сожалению, в Татарстане не такая высокая культура в кинематографе. Там нужно не любительское, а профессиональное кино… Я жду повышения профессионального качества, – подчеркнула глава министерства.

В якутском кино интересно то, что они основываются на национальном материале. И темы, которые они ставят, — близкие населению, но при этом актуальные для всех. Для начала Татарстану нужно вырастить плеяду режиссеров или стать центром для их притяжения.

Также в новом театре Камала один из залов можно использовать как киностудию. Возможности, которые там прошиты, позволяют в том числе снимать ролики и фильмы. Аюпова очень надеется, что это поспособствует развитию киноискусства.

Автор фото: Минкультуры РТ
Автор фото: Минкультуры РТ

К тому же с 30 августа по 6 сентября в Казани пройдет кинофестиваль «Кино за 7 дней». Он соберет участников из стран БРИКС. В командах будет не более трех человек. Они снимут фильм — короткий метр — за неделю. Эти «метры» далее смонтируют в альманах и проведут в прокате.

- Люди с высоким IQ воспринимают это кино очень хорошо, потому что оно заставляет думать. Оно не иллюстративное, а действительно очень глубокое, – добавила министр.

При этом сама Аюпова призналась, что при прошлых показах поняла не все картины.

Тем не менее вопрос остается открытым: если Минкульту Татарстана нужны деньги для поддержания объектов культуры, а людям нужны развлечения, то кому-то все равно придется «прогнуться». Ведь невостребованное рано или поздно умирает, а востребованное становится массовым и не особо интеллектуальным.

Автор материала: Екатерина Петрова