По России прокатилась новая волна размышлений о том, нужен ли в школах Единый госэкзамен. Заголовки СМИ кричат: «Власти раскрыли, при каких условиях отменят ЕГЭ», «Глава Рособрнадзора допустил отмену ЕГЭ», «Альтернатива есть: Депутат Смолин представил Рособрнадзору предложение по ЕГЭ». В прессе можно найти множество публикаций по этой теме. Но что такое Единый госэкзамен на самом деле и стоит ли сомневаться в его необходимости? И почему ЕГЭ считают единственным способом создания равных возможностей для выпускников со всей России? Свое мнение по поводу единого госэкзамена «Амурской правде» высказал лектор Российского общества «Знание», победитель конкурса «Учитель будущего» и эксперт «Созвездия флагманов образования» Александр Раков. Он преподает географию в благовещенском лицее №11 и не понаслышке знает о ЕГЭ всё. Ведь он работает учителем уже 10 лет и каждый год готовит выпускников к сдаче Единого государственного экзамена.
«Это неоправданная сложность»
Противники ЕГЭ говорят о стрессе, который приходится переживать выпускникам, тратах на репетиторов, страхах и несовпадении заданий на экзамене со школьной программой.
— Я сдавала ЕГЭ в прошлом году, и для меня это было большим стрессом. Я очень переживала, что могу не сдать экзамены. Мои родители заплатили очень много денег за репетиторов. Даже сами учителя признают, что без репетиторов ученики не могут сдать Единый госэкзамен, — выражает свое мнение амурчанка Виктория Савочкина. — Поэтому я считаю, что это неоправданная сложность. Ведь каждый год ЕГЭ усложняют и у детей всё больше стресса. Дети переживают, что они могут не сдать и подвести родителей.
— С каждым годом добавляются всякие новые задания, а в школе этого могут и не проходить. Чтобы человеку хорошо сдать экзамены, нужно готовиться дополнительно и платить за подготовку деньги. Многие боятся сдавать и уходят после девятого класса, — считает благовещенка Алина Горина.
Первый плюс ЕГЭ: не нужно сдавать экзамены в каждом вузе
Между тем Александр Раков убежден, что в данный момент ЕГЭ — это единственный вариант, который дает всем выпускникам равные права.
— ЕГЭ отменять нельзя. Это одновременно и выпускной, и вступительный экзамен. В свое время я поступал в вуз по смешанной системе, когда были отдельно выпускные и вступительные экзамены. Всё лето уходило на то, чтобы зачислиться в университет. Сейчас у учеников есть возможность сдать все экзамены до конца июня и спокойно отдыхать, думать о том, где они будут учиться, — говорит учитель географии.
Разговаривая со своими бывшими учениками, Александр часто слышит от них критические замечания касательно ЕГЭ. Но они не понимают, как всё было устроено до этого, и что Единый госэкзамен на самом деле облегчил им поступление. К тому же отмена единого экзамена заставит детей оставаться учиться только внутри региона, считает географ.
— По старой системе, когда дети сдавали вступительные экзамены в каждый вуз, куда хотели попасть, поступать было сложнее. Выпускники зависят от родителей, а родители не могут отправить ребенка в никуда. Я жил в Свободном. Меня после школы родители не пустили в Хабаровск поступать, потому что боялись, что не сдам, — объясняет педагог. — Благовещенск ближе, сюда пустили. Они думали, что в случае чего смогут приехать и меня отсюда забрать, если я не поступлю.
Второй плюс: предсказуемость
Уже летом школьники, которые поступили в 10-й класс, начинают предупреждать Александра Евгеньевича о том, что будут сдавать его предмет. Они знают, на какое направление хотят поступить, могут найти в интернете список предметов, которые нужно сдать, и начать готовиться к ЕГЭ.
— С помощью таких экзаменов мы сразу понимаем, какие у нас есть шансы с учетом наших баллов. Если получили высокие результаты, то можем рассчитывать на лучшие вузы страны. Современные выпускники уже ориентируются. Им не нужно гадать, что там потребует какой-то из вузов. Поэтому они могут готовиться хоть с 9 класса. Такая предсказуемость помогает в подготовке, — рассказывает учитель.
Третий плюс: вариативность
Кроме того, теперь выпускники школ могут сдавать для поступления на одну и ту же специальность сразу несколько предметов на выбор.
Например, на «электроэнергетику», кроме основных предметов (русского и математики), можно сдать физику или информатику — на выбор. А на «государственное и муниципальное управление» есть вариант сдать или обществознание, или историю, или иностранный язык.
— Это дает подстраховку для выпускника. При поступлении на какое-то из направлений, если он боится, что не сдаст обществознание, может попробовать свои силы в географии и использовать предмет, за который получил лучший результат, — объясняет Александр.
Первый минус ЕГЭ: шкала переводов
У системы есть, конечно, и минусы. Одним из них педагог считает систему перевода из первичного балла в тестовый. Но эту проблему он называет поправимой.
— Нужно либо объяснение, каким образом осуществляется этот перевод. Либо понятная шкала перевода, чтобы я не задавался вопросом, почему между нулевым и первым баллом — 5 баллов тестовых, а между тридцатым и тридцать первым — 2 балла? Почему такой разброс? Или в математике почему 30 заданий выполненных — это 100 баллов, и 31 задание — тоже 100? А в остальном всё правильно и хорошо, — говорит Александр Раков.
Минус второй: нестабильность
Еще один минус — каждый год в ЕГЭ происходят изменения. Не всегда это идет на пользу. Учителям нужно менять план подготовки, а детям — готовиться к новым форматам и заданиям.
— Должна быть стабильность. Если есть вариант заданий, то не надо менять его хотя бы несколько лет. Не переставлять задания, не менять пункты. Чтобы и учителя, и ученики, и родители были к этому готовы. Происходит часто так: что-то сделали — и уже на следующий год начинают это править, кромсать и менять. Оставьте в покое, как есть. Пусть несколько лет так будет и покажет свои результаты, — выражает свое мнение об изменениях географ.
«ЕГЭ — точно не угадайка»: мифы о Едином госэкзамене
Среди жителей Дальнего Востока популярна легенда о том, что ЕГЭ в ДФО сложнее, чем в западной России. Такое мнение высказывали и ученики Александра Ракова.
— Традиционно считается, что у нас сложнее варианты, чтобы не допустить выпускников в Москву. А всё равно ж кто-то пробивается! Такая вот претензия у детей. Часто еще говорят, что ЕГЭ — это угадайка. Но даже если это тест, и ты выбираешь правильные ответы на 100 баллов, то какая же у тебя шикарная интуиция! Некоторые выпускники принижают свои умственные возможности и говорят, что наугад натыкали. Они забывают: чтобы вот так просто натыкать, они учились этому 11 лет. Где-то на подкорке головного мозга это сохранилось, — говорит учитель о мифах, которые популярны среди школьников. — ЕГЭ — точно не угадайка. Там столько нужно писать развернутых ответов, эссе, сочинений, а к ним всегда есть особые требования. Если не знаешь и не готовился, то не напишешь.
Обучение — это двусторонний процесс
Фраза «Каждому, кто учился в школе, под силу сдать ЕГЭ» знакома всем, кто сдавал экзамены. Но одного обучения в школе недостаточно, уверен Александр Раков.
— Есть задания, с которыми дети сталкивались в последний раз классе в шестом. Какая вероятность, что ребенок сохранил эту информацию с 6-го класса и донес до конца? На консультациях мы с детьми задания эти разбираем. Возвращаемся к 5, 6, 7, 8-м классам. Но всё зависит от школьника. Если он занимается, то результат будет. Даже если я провожу консультации каждый день, но ребенок на них приходит просто затем, чтобы отметиться и чтобы на него не ругались классный руководитель и родители, а сам он просидел на занятии, витая в облаках, то как с бубном не пляши, ничего не выйдет. Обучение — это двусторонний процесс. Я не могу свой мозг вложить в мозг другого человека. Я с удовольствием отдавал бы им свои знания на эти несколько часов экзамена, но не могу, — смеется учитель.
«Не сдашь — пойдешь дворы мести»: не запугивайте ребенка перед ЕГЭ
Многие обращаются к репетиторам в надежде на получение уникальных знаний, но без собственных усилий результата не добиться.
— Все дети разные. Кому-то нужен репетитор, а кому-то — нет. Хоть сейчас и говорят, что ЕГЭ привело к расцвету репетиторства, но в конце 90-х — начале нулевых репетиторство тоже было популярным. Обсуждая с коллегами отмену ЕГЭ, я понял, что если вернуть всё, как было раньше, когда экзамены принимали конкретные вузы, то репетиторы никуда не денутся, они просто будут специализироваться на отдельных вузах, — убежден учитель географии.
Если у ребенка есть проблемы с концентрацией или родители ему не доверяют — опасаются, что вместо подготовки он пойдет гулять, — в таких случаях помощь репетитора понадобиться может. Но слишком сильно переживать о результатах и запугивать ребенка — тоже неправильно, считает Александр.
— Нужно, чтобы все участники ЕГЭ — учителя, родители, дети — не нагнетали обстановку. Как это у родителей бывает: «Не сдашь — мы от тебя откажемся, пойдешь дворы мести». Нужно объяснять, что если не получилось в этот раз, поступишь в техникум, через год пересдашь, — советует Александр Евгеньевич. — Есть возможность пересдачи и в течение года. Экзамен — это всего лишь одно из жизненных испытаний, которое показывает, какими знаниями ребенок овладел.