К реализации этого проекта приступили в 2010 году. Однако после завершения подготовительных мероприятий на площадке и устройства восьми буронабивных свай из-за отсутствия финансирования строительство было приостановлено. В 2011-м тогдашний глава Минтранса РФ Игорь Левитин пообещал поддержать инициативу. На следующий год власти приняли решение о выделении средств из федерального бюджета. Тем не менее работы так и не возобновили. Ждать в итоге пришлось до 2022-го.
С 1989-го в этом месте эксплуатируется 315-метровый автомобильный мост, соединяющий через Катунь Алтайский край с Республикой Алтай, а также село Подгорное, расположенное на территории последней, с административным центром Майминского района. Благодаря этому стратегически важному объекту населенные пункты обоих регионов, находящиеся на левом берегу реки, имеют выход на федеральную трассу Р-256 «Чуйский тракт».
Правда, действующий переход давно не справляется с нагрузкой. Несколько лет назад его признали аварийным. Лишь после ремонта в 2020 году грузоподъемность увеличили с 3 до 7 тонн. Но и этого недостаточно. К тому же на переходе действует реверсивное движение, что приводит к образованию пробок. Путь в объезд выходит на 50 км длиннее.
Местные жители после остановки проекта неоднократно жаловались на то, что остаются отрезанными от социальной инфраструктуры (если учесть ограничения существующей переправы). Соответствующие обращения направлялись в ведомства разных уровней. О необходимости возобновления строительства говорили и местные власти, стремящиеся найти источники финансирования для продолжения кампании.
Лишь, как отмечалось выше, в ноябре 2022-го, благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги», удалось вернуться к возведению моста. До этого было получено положительное заключение Главгосэкспертизы РФ и принято решение о выделении 1,3 млрд руб. Правда, как уточнялось, этот сложный инженерный объект протяженностью 280 м будут строить поэтапно, по мере выделения средств, которые должны были поступать частями в течение трех лет.
Однако ввести объект могут на год раньше, о чем в июле 2024-го по итогам визита в регион министра транспорта РФ Романа Старовойта сообщил врио главы Республики Алтай Андрей Турчак. Подрядчик, как было отмечено, готов завершить работы значительно быстрее. Но для этого необходимо сдвинуть сроки финансирования. По словам исполняющего обязанности главы региона, соответствующие договоренности о перераспределении средств с профильным ведомством уже достигнуты.
Таким образом, совсем скоро на границе двух российских регионов будет завершен один из главных долгостроев Алтая, имеющий важное социально-экономическое значение. Ввод объекта даст новый импульс для развития сопредельных территорий и поможет дальнейшему развитию туризма.
Изображения в статье — Правительство Республики Алтай / altai-republic.ru