...Такому экскурсоводу важно понимать как психологию “Вождя”, “Пастуха”, “Сталкера”, так и психологию “народа” к нему пришедшего. Любая аудитория приходит к любому Рассказчику за одним… за состоянием преодоления страха смерти. Любой “народ” любая группа людей состоит из отдельных ее представителей, боящихся собственной одинокой смерти. Этот страх как правило растворяется или прячется в страхе потери отношений, страхе потери работы, страхе потери денег и другого имущества, страхе публичных выступлений, страхе потери близких и прочая, и прочая. Поэтому все они хотят быть бесстрашными и едиными. Им не очень важно будет ли такое состояние преодоления страха предоставлено им, как развлекательное шоу, или как представленная, совместно с ними вспоминаемая и создаваемая ЕДИНАЯ История. Выбор Рассказчика - становиться “Вождем” или “клоуном”.
Этот выбор экскурсовод должен для себя сделать еще до начала экскурсии. И уже выходить к группе либо “Вождем”, либо “клоуном”. Как быть “клоуном” вам лучше расскажут представители медиа индустрии. Сторителлинг изначально - наука Лидеров.
Прежде всего! Вождь обязан говорить громко, когда шумно и обязан говорить очень тихо при полной тишине. Второй вариант не наш случай. То есть не касается групповых экскурсий по публичным местам. Поэтому, главное упражнение для экскурсовода, которому меня учили мои учителя, это уметь сказать в любых обстоятельствах на максимальных децибелах: “Я говорю громко!” Без подготовки. Для кого это не проблема, в том есть зачатки Вождя, Лидера и Экскурсовода современного типа.
Вас должно быть слышно при любых обстоятельствах. С гарнитурой, без гарнитуры, если гарнитура вышла из строя, при индивидуальной экскурсии, при группе в сорок человек, в библиотеке,на рок концерте. Громко, не значит агрессивно. Рассказчик должен воспитывать в себе “свирепую нежность твоих батальонов” в этот “страшный и светлый час”. Вы должны как можно быстрее стать для группы своим. Вспоминаем четыре первых правила. А кроме того, хороший способ стать своим: обозначить опасность и дать решение, как ее избежать, проявив заботу. Вот как я обычно начинал свою экскурсию…
“Прежде всего, два объявления. Самое страшное, что может с нами произойти во время экскурсии, это если мы кого-то из вас потеряем. Поэтому… держитесь друг за друга. А я, когда мы будем перемещаться по территории выставки и павильона (там особенно много народу), буду поднимать вверх руку и выкрикивать: “Группа (называется город, из которого приехала группа)”, чтобы вы и по звуку ориентировались. Второе… Мы будем проходить через металлоискатели, вас будут просить вынимать из карманов все металлические предметы. Ключи, телефоны… Пожалуйста, не забывайте их забирать обратно. Очень часто… люди выкладывают все это… и уходят. Ничего не пропадет. Но, это лишние время и нервы… Итак… Начинаем экскурсию…” Опасность для народа и забота о нем. То, о чем обязан думать Вождь, выходя к своему народу.
А дальше… “переживание представления события”... сторителлинг. В который раз расшифрую все три слова: “Переживание - 1. проживание заново. 2. эмоциональное вовлечение. 3. прохождение через смерть, воскрешение. Представление - 1. презентация свершившегося. 2. спектакль, шоу. 3. конструирование будущего, представь - вообрази. Событие - 1. свершившийся факт. 2. со-бытие, совместное с кем-то проживание. 3. значимость со временем (полет Гагарина - событие).
Насладитесь многообразием того, за что отвечает “сторителлинг” и это конечно, не утилитарное “рассказывание историй”, тем более “травля баек”.
Начинается текст вашей экскурсии. Текст вашей Истории. Во-первых сам текст должен быть вызубрен, как “Отче наш…” чтобы вы могли его произносить в самых экстремальных ситуациях (вас не слушают, посторонний громкий шум, вас отвлекают неприятными вопросами) четко и без ошибки. Достигается это многократным повторение. Есть возможность “тренироваться на кошках”, то есть в процессе самих экскурсий - ради Бога. Нет? Проводите виртуальные экскурсии для самого себя. Учите текст, как актер учит роль. Это база. Но, успех Вождя или Лидера, Сталкера-проводника смыслов в ином.
Рассказчику должно быть интересно и рассказывать то, о чем он рассказывает, и интересно слушать то, о чем он рассказывает. Его текст должен стать для него любимым стихотворением, инаугурационной речью, которые он готов повторять снова и снова. Это происходит тогда, когда Рассказчик “находит себя” в своем тексте. Вспоминает себя в своем тексте. Прежде всего, “вспоминает себя”, отвечая на уже заявленные вопросы (“кто я?”, “зачем я здесь?”, “куда я иду?”, “каковы мои ценности?”), вписывая ответы собственных историй в глобальный контекст представляемого текста. Это должна быть ваша История, через историю представляемого текста о той или иной локации. Это должна быть История “больше, чем…”
“...Интерес к нашему Форуму “Россия” огромный. Даже если говорить на языке цифр, с момента открытия его посетило больше 18 миллионов человек. Каждый восьмой житель нашей страны. Причем, все эти люди не просто на сайт заходили, лайкали что-то и забывали… Каждый из 18 миллионов своими ногами дошел до Форума и два, три часа, а кто-то и целый день, гулял по ВДНХ. А кто-то сюда не раз возвращался. Что говорить, если после Нового года в Москве ударили двадцатиградусные морозы. А людской поток стал еще больше, чем перед праздниками, хотя и перед праздниками здесь все было заполнено людьми.
Это потому что, есть на что посмотреть. Сам Форум необычен. Необычен уже хотя бы тем, что нас, экскурсоводов, здесь называют не просто “экскурсоводы”, а “проводники смыслов”. То есть, моя задача не просто завалить вас информацией, которой на Форуме, более чем… почти 50 павильонов включены в его орбиту. Моя задача вместе с вами (подчеркиваю: с вами вместе) найти ответ на непростой вопрос: “Почему же Россия - больше, чем просто страна?” Поэтому мы будем искать те самые объединяющие нас, всех таких разных, смыслы. Мы сейчас пойдем в павильон №75, это “Регионы России”. 89 регионов. У каждого своя география, свой климат, свои история и культура. И, тем не менее, мы, все такие разные живем одной единой страной. И в этом наша сила.
Ища эти смыслы, мы будем говорить об истории, достижениях, совместных преодолениях. А говоря о достижениях, логично было бы пару слов сказать о том месте, где проходит наш Форум. Это - Выставка Достижений Народного Хозяйства (ВДНХ). Как в зеркале история выставки отражает историю всей страны, с момента открытия этого выставочного комплекса. А открылся он 1 августа 1939 года…”
И дальше уже хронология и факты, которые очевидно (прежде всего для группы) становятся частью ВАШЕЙ ИСТОРИИ. Эти факты вы будете усиливать, обращая внимание на объекты, которые вы будете проходить мимо, и которые именно для вас НЕБЕЗРАЗЛИЧНЫ. В моем случае это “новогодние елки”, о которых я рассказывал и в июле, прежде всего связывая их с 89 регионами, о которых я буду рассказывать в 75-ом. Но и обращая внимание на то, что они все после Форума продолжили свою жизнь в парке Ростокинского акведука. А еще “цветы и “сирень” с ее 15 сортами. Сирень отцвела уже давно, а я стараюсь передать ее аромат. Какие-то восторженные воспоминания из моего детства. И тут же тягостные чувства от выставки 90-х годов, когда все приходило в упадок. Это моя История. Это история нашей страны.
Подходя к 75-му павильону, я останавливал группу, как бы продолжая экскурсию, показывая на Северные ворота, “главный вход” при открытии выставки в 1939 году. А дальше, я представлял план наших дальнейших совместных действий: “Мы проходим через специальный вход для групповых экскурсий (то есть “специальный вход для вас” КПГ), минуем оранжевые двери, дальше -металлоискатели, помним, что я о них вам говорил (напоминание, об опасности и заботе КПГ)...” И коронка… “Поскольку нас много… ходить будем долго… Нужна ли гигиеническая пауза?.. Туалет нужен?..” Как часто после этих слов следовало восторженное облегчение большей части группы. А вы меж тем вторглись в самое интимное. И они не были против. Вы становитесь “своим” благодаря предложению “туалета”.
Тут надо сделать небольшую “заметку на полях”. Некоторые наши коллеги сразу вели свою группу в туалет, который находится у Северного КПП и уже оттуда начинали экскурсию. Сразу две ошибки. Одна - эстетическая. Другая стратегическая. Начинать экскурсию от туалета… сразу забыть о Театре. Предложить туалет перед экскурсией - сразу забыть о благодарности.
Вот мы прошли через металлоискатели и сходили в туалет. Теперь все довольны и ничем не стеснены. В какой-то степени стали ближе друг к другу. Можно и пошутить. Нам проводникам смыслов, с момента обучения, внушали, что обязательно необходимо рассказать о “150 000 населенных пунктах России, на которые если потратить по одному дню, потребуется 400 лет”. Никогда не упоминал об этом с самого начала. Мало того, относился к самой фразе с некоторым скепсисом. Что такое 150 000 населенных пунктов? Что такое 400 лет жизни. И то и другое для экскурсантов - пустая абстракция. Вот как я вплетал эти 150 тысяч в текст экскурсии, подходя к залу В 75-го павильона… “Произнесу нашу обязательную мантру “проводников смысла”... В России 150 000 населенных пунктов. Если (чисто теоретически) потратить на один населенный пункт один день и не учитывать время переезда из одного в другой, нам понадобится 400 лет жизни… А мы сейчас с вами за два часа все обойдем… (Улыбаюсь)...”
Теперь про сами залы. Когда у вас на маршруте 89 полноценных объектов (89 Х 1 минута = 1.5 часа), естественно текст вашей Истории будет состоять из небольших самодостаточных кусочков. И все же необходимо, чтобы ваша экскурсия содержала в себе определенную драматургию. Для этого эти отрывки должны быть объединены некоторыми тематическими линиями. Опять же эти линии должны быть вам не безразличны. Вы должны рассказывать о них, как будто представляете свою историю. Кроме того, и между отрывками должны существовать некоторые рифмы, переклички. Так я, например, сразу рифмую вулканы Камчатки и Сахалина. Чуть позже “немирный атом”, созданный в Озерске Челябинской области (памятник Курчатову) с “мирным атомом” первой АЭС, построенной в Обнинске Калужской области. Рождение Гагарина в Смоленской области и его “последний полет” во Владимирской под Киржачом, чьи стенды находятся рядом. Те же извержения вулканов Камчатки с доменными цехами и расплавленным металлом НовоЛипецкого металлургического комбината. И таких рифм и перекличек возникает по всему маршруту множество, если рассказывать о разных регионах не как об абстрактных территориях, но как о себе.
Для этого необходимо перво-наперво выбрать свой “флагманский маршрут” и его варианты. Для “группы мечты”. Для “группы безразличных”. Для “группы провинившихся”. Первые получали два с половиной часа настоящего театра с музыкой, историями и стихами. Последние получали полтора часа сухого текста из “паспорта экскурсий”. И в этом тоже проявляется ваша Воля Вождя. Воля Лидера. Могу казнить, могу миловать. Иногда важно иметь альтернативные варианты, когда по разным причинам у вас возникает цейтнот и времени не хватает. Однако, составляя свой первый вариант текста экскурсии стоит выбирать те объекты, с которыми у вас уже существует внутренняя или хотя бы формальная связь. На этих связях вы будете строить свою драматургию. Сначала она может быть весьма поверхностная и очевидная. Но, если вы водите экскурсии по одному маршруту многократно, возникает “эффект Ритуала”. Когда один и тот же повторенный, проговоренный текст начинает сам подсказывать более глубокие связи, отношения. А стало быть рождать такую же глубокую драматургию, погружающую в объединяющие Рассказчика и его группу смыслы. Что делает общую Историю единой Историей. И усиливают шансы на ваше совместное с участниками экскурсии очищение, восхищение и воскрешение в новой жизни.
Так для меня были важны стенды Якутии. И потому что часть моих предков оттуда, и потому что якуты назвали свой стенд “Вселенная Олонхо”. То есть, вселенная Историй. Челябинская область, потому что дедушка мой был связан с “ядерным проектом”. Забайкалье, потому что я еще в 2000 году побывал на выставке Даши Намдакова и был очарован и вдохновлен его бронзовыми скульптурами. Если группа была не больше четырех, пяти человек, я доставал из сумки каталог той выставки, и экскурсанты могли полюбоваться всем разнообразием его работ, пока я рассказывал про Олимпийские игры в Лондоне и деревню Тужи. Конечно, Санкт-Петербург, в котором я сам жил почти два года. И откуда другая часть моих предков, прибывших сюда при Петре из Скандинавии. Новоосвобожденные регионы я объединял одной историей о том, как сопровождал гуманитарный груз бойцам добровольческих батальонов “Алания” и “Шторм. Осетия”, воюющих на Запорожской земле. А Мариуполь теперь побратим Санкт-Петербурга...
(Продолжение следует...)
..................................................
Мой канал ВК... https://vk.com/gopius
……………………………………………………..
Сказки и былины о войне и героях. Для детей и взрослых…
https://dzen.ru/a/Y45TOB1a-A_5nlzw
Трагедия и героизм буквы “Z”.
https://dzen.ru/a/YuX0ZmE41EdN8WTN
Полное собрание сочинений…