Найти тему
Культурный рассвет

Политический хоррор в современном кинематографе

Жанр ужасов стал уделять больше внимания политическим тенденциям в окружающем нас обществе. Хоррору во все времена была свойственна социальная подоплека, но далеко не всегда он заходит на территорию политики - обычно это происходит в особо кризисные периоды. И сегодня некоторые кинематографисты, занимающиеся страшными картинами, ощущают значительный дрейф вправо по всему миру, а потому реагируют на него, как могут (если, конечно, осознают этот процесс).

Раньше других запереживали латиноамериканцы, которые, впрочем, нередко демонстрируют большую политическую чуткость, чем авторы из других регионов.

В 2020-м году вышел аргентинский фильм “История оккультизма” Кристиана Понсе (в российском прокате картина получила сомнительное название “Паранормальное. Прямой эфир”), в антураже 1980-х годов рассказывающий о том, как во время телепередачи ведется расследование о связи президента и кабинета министров с организацией таинственных колдунов.

Примерно в этом же фарватере движется и чилийская лента Пабло Ларраина “Граф” (2023), где в ироничном ключе Аугусто Пиночет представлен зловредным вампиром, которому прислуживает вурдалак из бывших российских белогвардейцев.

Но и англоязычный хоррор стал периодически поднимать голову. Например, американо-австралийский проект “Полночь с дьяволом” (режиссеры Кэмерон и Колин Кернсы), также выпущенный в 2023-м, использует практически ту же сюжетную структуру, что “История оккультизма”, устанавливая связь между коммерческими элитами и нечистой силой в декорациях телестудии.

“Полночь с дьяволом”
“Полночь с дьяволом”

А полностью американская свежая лента “История зла” (2024) от Бо Мирхоссени даже отбрасывает оккультные метафоры и действуют более прямолинейно: сюжет помещен в антиутопический сеттинг, где в ближайшем будущем в США устанавливается ультраправый традиционалистский режим, сочетающий в себе фашистские методы с ностальгией по эстетике конфедератов.

У всех упомянутых картин есть масса очевидных недостатков, и ни одну из них лично я не могу назвать художественной удачей, но в данном случае это не столь важно. Куда более примечательно то, что, по-видимому, в эпоху международных потрясений и социальной депрессии возвращается жанр политического хоррора, а значит, традиция лент вроде “Верующих” жива и становится всё актуальнее.

_________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!