Найти в Дзене
Пульт.ру

Каналов много не бывает: история иммерсивного кино

Оглавление

До появления Dolby Atmos звуковые дорожки к фильмам можно было микшировать таким образом, чтобы звуки перемещались из стороны в сторону, вперед или назад, но этой горизонтальной плоскостью всё и ограничивалось. Звукоинженерам также было непросто перемещать одни звуки, например по кругу, сохраняя другие неподвижными в пространстве. С Atmos эти ограничения были коренным образом устранены, поскольку Atmos предоставила гораздо большую свободу расположения источников звука, в том числе над головами слушателей. Инженерам также была предоставлена возможность управлять отдельными звуками как «объектами», которые можно свободно перемещать в любом месте звуковой сферы, не влияя на музыку, диалоги или любые другие необъектные части саундтрека. В звуковом сопровождении Dolby Atmos может одновременно присутствовать до 128 таких звуковых объектов. С точки зрения аудитории, разница ощутима, особенно в быстрых, наполненных действием фильмах, где история, происходящая на экране, включает в себя большое разнообразие взрывов, транспортных средств, оружия или других движущихся источников звука. Другими словами, типичный голливудский блокбастер.

Популярность Dolby Atmos резко возросла в последние годы. Формат объемного звучания используется в большинстве коммерческих кинотеатров; основные потоковые сервисы предлагают множество фильмов и шоу с саундтреками Dolby Atmos, и даже в самые доступные AV-ресиверы и звуковые панели встроена технология Dolby Atmos. Dolby Atmos также нашла пристанище в музыкальном бизнесе. Музыка Dolby Atmos сейчас находится на переднем крае новой волны пространственного звука, который вы можете воспроизводить практически на любом смартфоне, если у вас есть наушники. Мы вернемся к Dolby Atmos позже — вместе с некоторыми ее конкурентами, — но сначала давайте сделаем шаг назад и поговорим обо всех форматах объемного звучания, которые появлялись раньше и привели нас к этому моменту.

Прежде чем мы начнем, полезно понять основные строительные блоки всех звуковых систем и записей, независимо от того, является ли это объемным звуком или нет. Все звукозаписи основаны на каналах. Канал — это уникальный набор записанных звуков. Если вы воспроизводите один канал звука на двух колонках одновременно, он может звучать громче или лучше заполнять комнату равномерно, но это всё равно будет то, что мы называем монозвуком. Чтобы получить стереозвук, нам нужны два канала и как минимум две колонки. Чем больше каналов и колонок, тем в большей степени звукорежиссеры контролируют уровень погружения и реалистичности, который они могут обеспечить. В кинотеатрах есть по одной колонке для каждого канала. Если у вас действительно большое помещение, возможно, потребуется удвоить или даже утроить количество колонок, предназначенных для одного канала — все зависит от того, сколько мощности вам нужно для данного пространства.

От двух до четырех каналов

Летом 1969 года объемный звук впервые стал доступен в домашних условиях. Он назывался квадрофоническим и, как следует из названия, обеспечивал четыре канала дискретного звука, направляемых на четыре колонки, расположенные по углам комнаты. Впервые он появился на магнитной ленте, но со временем стал доступен и на виниле. Это была гениальная идея, которая, впрочем, оказалась коммерческим провалом. Квадрофонический звук было сложно создать, а еще сложнее воспроизвести дома из-за дороговизны и сложности необходимого оборудования. Проблемы с квадрофоническим звуком были вызваны еще и тем, что различные компании пытались решить технические вопросы, внедряя ряд несовместимых четырехканальных форматов. Вдобавок это было в доцифровую эпоху.

-2

Dolby Surround

Первый по-настоящему успешный формат объемного звучания появился 13 лет спустя, когда в 1982 году Dolby Laboratories представила Dolby Surround для домашнего использования. Вместо того чтобы сосредоточиться на музыкальных записях, усилия Dolby были сосредоточены на быстрорастущей индустрии домашнего видео, начало которой положил Sony Betamax, а затем массово расширился благодаря кассетному формату VHS от JVC. Dolby Surround преобразует сигнал объемного звучания в стерео с помощью технологии, известной как матричное кодирование.

Pro Logic

Воспроизведение кассеты VHS с Dolby Surround на обычном проигрывателе позволит вам услышать стереозвук, но если у вас есть дополнительное оборудование со схемой Dolby Pro Logic, вы можете декодировать два дополнительных канала Dolby Surround, которые обеспечивают звуком центральный канал и динамики объемного звучания. Однако матричные сигналы объемного звучания имели некоторые ограничения. Например, каналы объемного звучания в Basic Pro Logic не были стереофоническими и имели ограниченную полосу пропускания. Это означает, что обе тыловые колонки воспроизводили одно и то же, а в звуке не было много деталей.

Dolby Digital

Помните LaserDisc? Хотя впервые этот носитель был изобретен в 1978 году, он не пользовался успехом до 1983 года, когда Pioneer Electronics приобрела контрольный пакет акций. Одним из преимуществ LaserDisc (LD) было то, что он обеспечивал гораздо больше места для хранения, чем кассета VHS. Компания Dolby воспользовалась этим и создала AC-3, более известный как Dolby Digital. Этот формат улучшил Pro Logic в том смысле, что позволил создавать более подробные стереоканалы объемного звучания. Также появился канал низкочастотных эффектов — «.1» в формате 5.1, который предназначен для сабвуфера. Вся информация в Dolby Digital 5.1 является дискретной для каждого канала и не требует матричных преобразований. С выходом фильма «Прямая и явная угроза» на LaserDisc в 1995 году в домашних кинотеатрах впервые появился объемный звук Dolby Digital. К моменту выхода DVD в 1997 году Dolby Digital стал стандартным форматом объемного звучания. По сей день Dolby Digital 5.1 считается многими стандартом объемного звучания и по-прежнему присутствует на большинстве дисков Blu-ray и множестве фильмов, транслируемых в потоковых сервисах.

DTS

Что такое рынок технологий без небольшой конкуренции? Dolby более или менее доминировала на рынке объемного звучания в течение многих лет. Затем, в 1993 году, появилась DTS, предоставившая собственные услуги по микшированию цифрового объемного звука для производства фильмов и впервые попавшая в кинотеатры с «Парком Юрского периода». Технология в конечном итоге распространилась на LaserDisc и DVD, но изначально была доступна на очень ограниченном наборе дисков. DTS использует более высокую скорость передачи и, следовательно, передает больше аудиоинформации. Представьте, что это похоже на разницу между прослушиванием MP3-файла со скоростью 256 Кбит/с и 320 Кбит/с.

-3

Больше каналов

Стремясь улучшить объемное звучание за счет расширения звуковой сцены, компании, занимающиеся домашними кинотеатрами, создали 6.1, в котором добавлен еще один звуковой канал. Шестую колонку планировалось разместить в центре задней части комнаты, и впоследствии его стали называть back surround. Вот тут-то и возникла некоторая путаница. Люди уже привыкли думать о колонках объемного звучания и неправильно называть их тыловыми. Меж тем рекомендуемое размещение предполагалось по бокам от места прослушивания. Цель шестой колонки — создать у слушателя впечатление, как что-то приближается сзади или исчезает в тылу. Название шестой колонки «back surround», хотя технически является точным описанием, в конечном итоге просто сбивает с толку.

Чтобы еще больше запутать ситуацию, каждая компания предложила разные версии 6.1 surround. Dolby Digital и THX совместно создали версию, получившую название «EX» или «surround EX». В ней используется испытанный метод матричного кодирования для встраивания шестого канала в левый и правый сигналы объемного звучания.

DTS, с другой стороны, предложила две отдельные версии 6.1. DTS-ES Discrete и DTS-ES Matrix работают так, как следует из их названий. С ES Discrete конкретная звуковая информация программируется на DVD или Blu-ray диск, в то время как DTS-ES Matrix использует ту же технику, что и Dolby Digital EX, для экстраполяции информации из каналов объемного звучания.

Появление Blu-ray

Как раз тогда, когда люди начали привыкать к 6.1, появился 7.1 в сочетании с дисками HD DVD и Blu-ray, ставший новым обязательным форматом объемного звучания и, по сути, вытеснивший своего предшественника. Как и в версии 6.1, существует несколько различных версий 7.1, каждая из которых добавляет второй задний канал объемного звучания.

Те эффекты объемного звучания, которые когда-то передавались только на один задний канал, теперь могут передаваться на два. Информация также была «дискретной», что означает, что каждый канал получал свою собственную конкретную информацию. Эта разработка стала возможной отчасти благодаря огромному потенциалу Blu-ray для хранения данных.

Те, кто купил специальный задний канал объемного звучания во время перехода на версию 6.1, теперь вынуждены были покупать новую пару — как правило, точно такую же модель, которую они покупали для левого и правого канала эффектов. Собственно говоря, базовая версия 5.1 была продуманной и очень стабильной, а промежуточные форматы переходного периода зачастую приводили к путанице и недопониманию пользователей.

Больше сабвуферов

Как мы упоминали ранее, «.1» в 5.1, 7.1 и т.д. относится к каналу LFE (низкочастотных эффектов) в звуковой дорожке объемного звучания, который обрабатывается сабвуфером. Добавление «.2» просто означает, что ресивер имеет два выхода на сабвуфер вместо одного. Оба подключения выводят одну и ту же информацию, поскольку в Dolby и DTS используется только одна дорожка сабвуфера. Поскольку производители AV-ресиверов хотели вывести на рынок дополнительный выход на сабвуфер, была принята концепция использования «.2», а порой и «.4», причем даже для сравнительно бюджетных решений в виде саундбаров.

-4

Домашняя атмосфера

Dolby Atmos дебютировал на совместимых AV-ресиверах в 2015 году, но в гораздо более ограниченном объеме, чем профессиональный формат. Наиболее распространенными конфигурациями являются 5.1.2 или 5.1.4, которые добавляют два и четыре динамика к традиционной настройке объемного звучания 5.1 соответственно, хотя Dolby поддерживает конфигурации гораздо большего размера.

В 2015 году Yamaha представила первую звуковую панель с поддержкой Atmos, YSP-5600, в которой используются динамические излучатели, отражающие звук от потолка. С тех пор производители звуковых панелей перешли на Dolby Atmos. Некоторые добиваются эффекта Atmos, используя беспроводные колонки объемного звучания с динамиками повышенной мощности в дополнение к фронтальным динамикам. Другие используют технику, известную как Virtualized Dolby Atmos, для убедительной имитации эффекта Atmos с использованием меньшего количества динамиков.

Некоторые телевизоры поддерживают Dolby Atmos через встроенные динамики, поскольку Dolby Atmos можно откалибровать всего для двух каналов, однако покупателям следует знать, что двухканальные Atmos никогда не будут звучать так хорошо, как дискретные Atmos 5.1.2 или выше. Фильмы с саундтреками Dolby Atmos сейчас очень распространены на дисках Blu-ray и Ultra HD Blu-ray, а также в потоковых сервисах и даже в прямых трансляциях.

При использовании Dolby Atmos следует помнить, что это привередливый зверь. Чтобы слышать звук Dolby Atmos, каждая часть вашей системы домашнего кинотеатра — от источника до колонок — должна поддерживать его.

DTS:X

Как и в случае с другими типами объемного звука, у DTS есть собственная версия объектно-ориентированного звука DTS:X, которая была представлена в 2015 году. DTS:X стремится быть более гибким и доступным, чем Atmos, используя уже существующие схемы расположения колонок в кинотеатрах и поддерживая до 32 каналов в домашних условиях. Хотя DTS:X ранее включался в обновления для AV-ресиверов с поддержкой Atmos, теперь он доступен прямо из коробки. Такие компании, как Lionsgate и Paramount, предлагают домашние версии своих релизов в DTS:X, но отсутствие широкого распространения на дисковых носителях (как и нулевое распространение среди потоковых сервисов) является его основным ограничивающим фактором.

Тем не менее надежда теплится. В январе 2023 года Disney + заявила, что планирует включить DTS:X в свой каталог фильмов с улучшенным режимом IMAX. С технической точки зрения кодек DTS:X встроен в IMAX Enhanced, но у стриминговых компаний есть возможность использовать только преимущества IMAX Enhanced в области изображения, такие как полноэкранное соотношение сторон. На данный момент именно так представлен весь улучшенный контент IMAX.

Как только такие сервисы, как Disney +, начнут транслировать формат с DTS:X, это поможет домашним кинотеатрам имитировать фирменный звук IMAX в кинотеатре IMAX, включая глубокие басы.

-5

DTS Virtual:X

DTS также признает, что не у всех любителей кино есть место или время для создания объектно-ориентированной звуковой системы. Исследование, проведенное компанией DTS, показало, что менее 30% клиентов подключают к своим системам высотные колонки, а менее 50% даже утруждают себя подключением громкоговорителей объемного звучания.

С этой целью компания разработала DTS Virtual:X, который использует цифровую обработку сигналов с целью передать те же пространственные сигналы, что и традиционная система DTS:X, но с меньшим количеством колонок. Эта технология впервые появилась в звуковых панелях, что имеет смысл, поскольку они часто включают в себя только отдельный сабвуфер и, возможно, максимум пару сателлитных каналов. Сегодня, если звуковая панель не поддерживает Dolby Atmos или DTS:X, она почти наверняка предлагает DTS Virtual:X. Такие компании, как Denon и Marantz, также добавили поддержку DTS Virtual:X в свои ресиверы.

С технической точки зрения, «виртуализированная» Dolby Atmos и DTS Virtual:X очень похожи, однако Dolby предпочитает не проводить различия между реализациями Dolby Atmos. Что касается Atmos, то Atmos есть Atmos, независимо от того, виртуализирована ли она через два, три или пять каналов или полностью реализована с использованием дискретной акустической системы 5.1.2 или выше.

Auro-3D

Хотя вы, возможно, до сих пор не слышали об Auro-3D, оно появилось задолго до появления DTS:X или Atmos. Технология была анонсирована в 2006 году для использования в кинотеатрах, но не была доступна для систем домашнего кинотеатра. Благодаря тому, что Denon и Marantz внедрили ее в качестве обновления прошивки, теперь вы можете использовать ее со своими домашними колонками — хотя за это придется заплатить.

Несмотря на кажущееся сходство с Dolby Atmos, Auro-3D создает объемное звучание благодаря трехуровневой звуковой системе. Несколько колонок действительно демонстрируют такое многоуровневое звучание. Мы рекомендуем использовать 11 штук для получения максимальной отдачи от звука, что делает Auro-3D самой дорогостоящей конфигурацией, которую вы можете создать дома. Поскольку Auro-3D обычно использует один верхний канал, ее схема размещения не является оптимальной при использовании звука Dolby Atmos.

MPEG-H

MPEG-H относится к целому семейству аудио- и видеостандартов, но в случае объемного звучания нас интересует его конкретная часть: поддержка 3D-звука. В этом отношении MPEG-H очень похож на Dolby Atmos и позволяет разработчикам размещать невероятное количество звуковых объектов в 3D-пространстве. Это также чрезвычайно универсальный стандарт, позволяющий разработчикам предоставлять пользователям возможность управлять определенными элементами звука, такими как диалоги, или выбирать, откуда исходят определенные звуки. Вы можете найти MPEG-H, например, в бразильских и южнокорейских трансляциях, а также в различных продуктах для домашних кинотеатров от таких брендов, как Denon и Marantz. По мере того как стандарт становится все более популярным, особенно для трансляций, он может стать популярным способом просмотра телепередач в 3D-формате.

Хотя может показаться, что все становится сложнее, звук домашнего кинотеатра студийного качества доступен как никогда. Инновации в объектно-ориентированном или 3D-звучании в сочетании с добавлением специальных каналов к стандартной настройке 5.1, несомненно, повысили ставки, но вам не нужно быть звукорежиссером или аудиофилом, чтобы создать эффект погружения в домашних условиях. Приятного просмотра и прослушивания!

ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ