"Белая кость" тех, кто помогает Путину делать его власть стабильной, оказалась вовсе не интеллектуалами с широтой души, а теми еще "швондерами". Как только нынешние подпевалы власти "вошли в силу", они принялись крушить то, с чем прежде не могли конкурировать - по причине своей бездарности.
Такой вывод, по крайней мере, приходится делать из ситуации, которая сложилась в Москве вокруг бывшего Театра Романа Виктюка.
Радикальные перемены в нем начались, когда в начале июня 2024 года в трех столичных театрах были назначены новые руководители. Владимир Машков возглавил «Современник», художественным руководителем Московского академического театра сатиры стал Евгений Герасимов.
В Театр Романа Виктюка поставили руководителем нынешнего мужа скандальной Ксении Собчак Константина Богомолова.
Надежды на то, что господин Богомолов бережно обойдется с Театром Виктюка и памятью о великом театральном маэстро, который умер менее 4-х лет назад (в ноябре 2020-го от ковида), разбились о реальность довольно быстро.
Еще круче то, что разбились они жестко и громко.
Хотя обещания были иными:
Богомолов, придя в Театр Виктюка, сразу снял с репертуара легендарные спектакли в постановке Романа Виктюка - "Служанки", "Последняя любовь Дон Жуана", "Несравненная!", "Иллюзии любви", "Кот в сапогах", "Маскарад Маркиза де Сада". Кроме того, убрали и спектакли других режиссёров - "Венецианку" и "Лакейские игры".
Но уничтоженные спектакли, как выяснилось, были только началом разгрома.
Богомолов не остановился на спектаклях и до кучи "снёс" и сам театр!
Богомолов выпустил специальное заявление, в котором говорится, что Театр Романа Виктюка "меняет название": "Отныне это пространство официально именуется Театр – Сцена "Мельников", - в честь его создателя, великого русского архитектора - конструктивиста Константина Мельникова".
Архитектор Константин Мельников, вне всякого сомнения, фигура огромной значимости в культуре и истории СССР.
Но скандал получился знатный.
В театральной среде многие возмущены. Выдающиеся артисты уже публично выступили против "вандализма" Богомолова.
При этом проницательные люди быстро обратили внимание на забавное (или уже нет?) совпадение.
Дело в том, что в 2023 году на стримингах в России вышел телесериал под названием "Кеша должен умереть".
Его главный герой - модный столичный архитектор "в полном расцвете сил", который бесконечно изменяет всем своим женщинам.
Героя сериала зовут Константин Мельников.
А сыграл его Константин Богомолов.
Причем он же - еще и режиссер этого сериала.
И вот теперь Театр Романа Виктюка переименован в "Сцену "Мельников".
Как сказал бы телеведущий Киселев "Совпадение? Не думаю!".
Роман Виктюк, который состоялся как профессионал еще в "глубоком" СССР, начал ставить спектакли в театрах Москвы с середины 1970-х годов.
Кроме республик СССР руководил постановками спектаклей также в Финляндии, США, Италии, Греции, Израиле, других странах.
В режиссёрской биографии мастера было более двухсот (!) спектаклей в разных театрах мира.
Абсолютными хитами в нашей страны были такие постановки как
* "Татуированная роза" Т. Уильямса с Ириной Мирошниченко (шла во МХАТе 27 лет),
* "Старая актриса на роль жены Достоевского" Э. Радзинского с Татьяной Дорониной (шла во МХАТе имени Максима Горького 30 лет),
* "М. Баттерфляй" Д. Хуана с Сергеем Маковецким и Эриком Курмангалиевым («Фора-театр», Москва),
* «Лолита» Э. Олби по роману В. Набокова с Валентиной Талызиной и Сергеем Маковецким (Театр Романа Виктюка),
* «Саломея» О. Уайльда с Дмитрием Бозиным и Николаем Добрыниным (Театр Романа Виктюка),
* «Царская охота» Л. Зорина с Маргаритой Тереховой и Леонидом Марковым (шла в Театре им. Моссовета 27 лет),
* "Реквием по Радамесу" А. Николаи с Еленой Образцовой, Ольгой Аросевой и Верой Васильевой (Московский академический театр сатиры).
В 1988 году на сцене театра «Сатирикон» Роман Виктюк поставил свой самый известный спектакль - "Служанки", по пьесе Ж. Жене. С тех пор легендарные "Служанки" шли без перерывов.
Несложно подсчитать, что когда Москва и вся страна уже были под сильным впечатлением от режиссуры Виктюка, а на сцене "Сатирикона" начали идти легендарные "Служанки", юному Косте Богомолову (1975 года рождения) было 13 лет.
Звание Заслуженного деятеля искусств РФ Виктюк получил, когда нынешний муж Собчак только начинал ставить свои первые спектакли как режиссер.
Тогда, конечно, никто не мог подумать, что многообещающий режиссер Богомолов через 20 лет станет мужем скандальной шоу-вумен Ксении Собчак и станет могильщиком не только Театра Романа Виктюка, но и всего его творческого наследия.
Может быть Богомолов просто так мстит покойному режиссеру Виктюку - за что-то?
Эта версия не лишена оснований.
Дело в том, что 6 лет назад в издании столичной мэрии "Вечерняя Москва" вышло большое интервью с Романом Виктюком по случаю его дня рождения.
В нем есть фрагмент, где корреспондент спрашивают Виктюка о конкретном эпизоде творчества режиссера Богомолова. Ответ прославленного режиссера - не комплиментарный:
"— Что вы думаете об экспериментальной постановке Константина Богомолова «Идеальный муж»?
— Богомолов принадлежит к поколению, которое не верит в источники, соединяющие человека, творца с небом. Но небеса карают тех, кто издевается над текстами Уайльда."
Сложно представить, чтобы Богомолов, со всеми его заслугами, постановками, достижениями и связями, был настолько мелочен, чтобы отомстил покойному Виктюку за пару слов. Хотя в нашем мире ничего невозможного нет.
В любом случае поступок Богомолова, чем бы он ни был продиктован, - мерзкий.
Виктюк уже не сможет ему ответить.
Не сможет поспорить.
Не сможет отстоять своё имя в названии Театра, который сам же создал и которого был достоин работой, которую делал десятки лет еще в СССР.
А в целом этот "кейс" - впечатляющая история о том, как устроена "культурная среда" в нашей несчастной стране.
*
Ставь лайк, если тоже считаешь, что супруг Собчак повёл себя не по-мужски с наследием и памятью своего выдающегося коллеги
***