Феномен незавершенных дел, или эффект Зейгарник: что это такое и как с помощью него можно повысить креативность?
Нейрофизиолог Блюма Вульфовна Зейгарник обнаружила, что мы примерно в два раза лучше помним те дела, которые остаются незавершенными. По сравнению с завершенными и законченными. Это и есть эффект Зейгарник. Такой, казалось бы, недостаток можно обратить в преимущество.
Довольно часто нам приходится браться за большие задачи, которые нельзя выполнить за один присест. Если добавить к этому эффект Зейгарник, — осознанно прерываться и делать небольшие паузы в работе или учебе, — можно повысить свою креативность. Как это сделать? Например, вы пишите текст. Остановитесь, когда почувствуете, что чуть-чуть не дошли до очередной логической точки. Переключитесь на другое дело: прогуляйтесь, сделайте уборку, сходите в магазин. Все это время мозг будет работать в фоновом режиме и продолжать обдумывать незавершенное дело. В результате вам может прийти новая интересная идея, которая поможет выполнить задачу и сделать это более креативным образом.