В России середины XVIII века все вельможи, придворные дамы и сама императрица Елизавета Петровна нюхали табак, который когда то сделал модным отец государыни, царь Пётр. Держать табак в фарфоровой табакерке считалось особым шиком. Елизавета Петровна любила дарить такие табакерки своим фоворитам. Только вот стоило всё это очень дорого.
Фарфоровые табакерки делали в Германии, именно немецкие мастера первыми в Европе разгадали секрет фарфора, родиной которого считается Китай. По сути фарфор был одним из символов принадлежности к аристократии. Чтобы интерьеры царских покоев выглядели не хуже, чем у европейских монархов, на покупку фарфора тратились огромные деньги. Неудивительно, что российским императорам хотелось иметь свой,русский фарфор.
Елизавета Петровна в июне 1744 года учредила фарфоровую мануфактуру, дело было за малым- найти фарфоровых дел мастера и такого же в том же 1744 году выписали из Европы, звали его Христофор Гунгер. По личному распоряжению императрицы к саксонцу был приставлен русский мастер Дмитрий Виноградов. Дмитрий вернулся на родину в 1744 году, о молодом горном инженере прознал управляющий Кабинетом Её Величества барон Иван Антонович Черкасов. Елизавета Петровна поручила Виноградову тайное дело: выведать секрет фарфора у немецкого мастера Гунгера. В течении двух лет саксонский мастер водил всех за нос. Секретами он не делился, потому что , по всей видимости, просто их не знал. поэтому был выслан из России. По дороге домой он умер. Дмитрию Виноградову не оставалось ничего, как самому изобрести процесс создания фарфора.
Виноградов ставил опыты в течении трёх лет, буквально методом проб и ошибок он создал русский фарфор, он не только разработал рецептуру, но ещё и разработал систему производства, систему керамических красок. Любопытно, что золотую краску для росписи, которая придавала изделию вид драгоценной вещи, Виноградов делал из золотых монет императорской казны.
Его не отпускали за пределы завода, ни родного города, ни близких он уже никогда не увидит, фактически он стал, говоря современным языком "невыездным" Секрет фарфора хранился в строжайщем секрете, Дмитрий Виноградов жил в избе на болоте, термометров в то время не было, и только он мог следить за температурой печи, так как только он понимал процесс производства, да и доверять никому было нельзя. Своей семьи Виноградов также не создал, была только работа. Он начал выпивать, а потом и запойно пить. Виноградову ещё, можно сказать, повезло, его просто спрятали на болотах, а вот создатель немецкого фарфора действительно сидел на цепи в подвалах Мейсена, так немцы пытались сохранить секрет своего фарфора.
Последним, что видел Виноградов в своей жизни, был огонь печи, судьба его трагична, он скончался в 38 лет, даже могила его была утеряна.
Фарфоровых изделий, созданных Виноградовым, сохранилось совсем немного, что то есть в Эрмитаже, что то в Русском музее. Одна из улиц Суздаля названа в честь Дмитрия Виноградова, хотя заслужил мастер гораздо большего.