Найти тему

Покорители Арктики: как Россия осваивала Северный морской путь

Оглавление

Многие страны пытались освоить судоходство в арктических водах, но только Россия смогла создать и развить уникальный Северный морской путь (СМП). Сегодня СМП — кратчайший водный маршрут между Атлантическим и Тихим океанами. История освоения данного пути полна героизма российских мореплавателей. О том, как это все происходило, мы расскажем далее.

Что такое Северный морской путь?

Это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. До начала XX века в западной литературе его называли Северо-Восточный проход. Современный СМП был проложен по морям Северного Ледовитого океана: Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому.

Протяженность Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5600 км. Этот маршрут обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири, чтобы перевозить топливо, оборудование, полезные ископаемые и природные ресурсы.

Путь транспортировки грузов с Дальнего Востока в Европу: Севморпуть - синий, Суэцкий канал — красный (источник: wikipedia.org)
Путь транспортировки грузов с Дальнего Востока в Европу: Севморпуть - синий, Суэцкий канал — красный (источник: wikipedia.org)

Альтернатива СМП — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Но путь по ним обычно в 1,5 - 2 раза длиннее. Например, если расстояние между портами Мурманска и Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составит 12 840 морских миль, то через СМП этот же путь будет протяженностью 5 770 морских миль.

Первые попытки освоения СМП

Причиной поиска дополнительных морских путей в Индию и Восточную Азию послужила монопольная ситуация — Португалия и Испания контролировали единственные два маршрута в азиатскую часть Евразии. Один пролегал через Магелланов пролив, второй огибал южноафриканский мыс Доброй Надежды. Как державы-первооткрыватели, Испания и Португалия закрепили за собой право контролировать поток судов и взимать плату за проход. Другие европейские страны, имеющие торговый флот, не были довольны таким положением дел.

Впервые о возможности пойти по Северо-Восточному проходу говорил русский дипломат Дмитрий Герасимов еще в 1525 году. Он ссылался на истории о плавании поморов. Считалось, что в XIII-XIV веках они ходили на небольших судах бить морского зверя в Баренцево море, но официальных доказательств этому не найдено до сих пор.

Первым среди европейцев исследовать Северо-Восточный проход попытался англичанин сэр Хью Уиллоуби. В попытке найти кратчайший путь до Китая, он в 1553 году собрал экспедицию из трех кораблей. К сожалению, два корабля застряли во льдах Белого моря, где Уиллоуби и большая часть его команды погибли. Третьему кораблю удалось добраться до Архангельска.

Были и другие попытки англичан и голландцев освоить новый маршрут, но далеко продвинуться не удавалось. Единственный положительный результат этих попыток — нахождение новых путей для торговли с Россией.

Значительнее всех в освоении Северного морского пути продвинулась наша страна. На конец XVI века уже был освоен маршрут до устья реки Обь. Там было основано несколько острогов, которые в будущем стали населенными пунктами, — Салехард, Березово и Мангазея.

Карта побережья Арктики, исследованная русскими экспедициями с 1734 по 1871 год (источник: wikipedia.org)
Карта побережья Арктики, исследованная русскими экспедициями с 1734 по 1871 год (источник: wikipedia.org)

В течение следующих ста лет русские моряки добирались все дальше — до рек Енисей и Колыма. В середине XVII века мореход Семен Дежнев откроет пролив между восточной точкой Евразии и западной точкой Северной Америки. В 1743 году открытие Северного морского пути считается законченным — тогда экспедиция Витуса Беринга преодолела пролив, который в будущем будет назван в его честь, добравшись до Камчатки и Аляски.

Активное мореходство по СМП началось в 1877 году, когда стали регулярно вывозить природные ресурсы на мировой рынок. Но путь по нему мог занимать не один год из-за сезонных скоплений льда. В будущем эту проблему решит изобретение ледоколов. Первое сквозное прохождение Северного морского пути российской экспедиции произошло в 1914-1915 годах благодаря ледокольным пароходам «Таймыр» и «Вайгач».

Северный морской путь при СССР

Советская власть понимала, что развитие СМП даст толчок экономическому развитию отдаленных регионов страны. В середине 1932 года было создано Главное управление Севморпути — единая организация, отвечающая за обеспечение судоходства на этой водной артерии. А в 1935 году по этому маршруту успешно прошли два первых лесовоза из Ленинграда во Владивосток.

источник: arctic-russia.ru
источник: arctic-russia.ru

Важные вехи освоения СМП воспринимались в стране и мире как подвиг. Возвращающиеся с экспедиции полярники встречались с таким же уровнем восхищения и уважения, которого через несколько десятилетий удостоятся отечественные космонавты.

В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь был важнейшей транспортной магистралью Советского Севера. Арктические порты за годы войны снабжали флот каменным углем, а военную промышленность никелем, медью и лесом. Всего за военный период по СМП было перевезено свыше 4 млн тонн различных грузов.

Также по СМП проходили военные корабли и осуществлялись грузоперевозки, которые нередко встречали авиационное и надводное сопротивление противников. Защитой этого маршрута занимался Северный флот.

Однажды в августе 1942 года ледокольным пароходам «Сибиряков», «Дежнев» и береговой артиллерии порта Диксон дали героический отпор тяжелому крейсеру «Адмирал Шеер». Встретив организованное сопротивление, немецкому судну пришлось отступить.

источник: wikipedia.org
источник: wikipedia.org

Во времена СССР СМП и Арктика активно изучались. Подробнее об освоении Арктики мы рассказывали в отдельной статье. В период 1960-80-х годов развитие СМП получило новый рывок. Это произошло благодаря постройке атомного ледокола «Ленин», вошедшего в состав флота в 1960 году. Он даст старт созданию атомного ледокольного флота в стране. Об этом судне у нас тоже есть отдельный материал.

Одна из главных причин нового витка освоения Северного морского пути — строительство крупнейшего промышленного комплекса в Норильске. Для его полноценной работы требовалась круглогодичная навигация между Мурманском и портовым городом Дудинка. Впервые зимний арктический рейс прошел в 1972 году. А в 1978 году уже начали осуществляться регулярные транспортные морские перевозки в сопровождении ледоколов.

Современное развитие СМП

Сегодня Северный морской путь — это доступ к богатейшим ресурсам Арктики и месторождениям Сибири. Сейчас в Арктике добывается 10% общемировых объемов нефти и 25% природного газа. Также по СМП перевозят товары первой необходимости для городов арктического побережья. Для многих северных регионов это экономически важный маршрут, так как альтернатива морским перевозкам — воздушные. А они существенно дороже и меньше по объему перевозок.

источник: rosatomflot.ru
источник: rosatomflot.ru

СМП важен еще и с точки зрения развития международных связей. Он позволяет отечественным производителям выйти на рынки стран Юго-Восточной Азии. В это же время компании из европейских и азиатских стран могут сэкономить на грузоперевозках, если воспользуются Северным морским путем.

Ежегодное увеличение грузоперевозок по СМП показывает востребованность этого маршрута. В 2024 году планируется перевезти по нему 80 млн тонн грузов.

Россия понимает значимость этого маршрута, поэтому правительство создает различные программы поддержки для портов Арктического региона. Вы тоже можете внести свой вклад, если станете участником программы «Гектар» на Дальнем Востоке и в Арктике. По ней любой гражданин России может бесплатно взять участок земли и открыть на нем бизнес или построить жилой дом. А если предприниматель станет резидентом АЗРФ, он может рассчитывать на налоговые преференции в течение 10 лет. Подробнее о Программе читайте на сайте.