Найти тему

История первого в мире атомного ледокола «Ленин»

Оглавление

В 1940-1950-е годы СССР и США боролись за первенство в ядерной гонке. Именно в это время США впервые создадут и применят ядерную бомбу и построят атомную подводную лодку. Тогда же СССР восстановит паритет – создаст и испытает собственное ядерное оружие и «укротит» атом, открыв путь применения его энергии в мирных целях, создав первую в мире атомную электростанцию.

Еще одним успехом в развитии ядерных технологий в Советском Союзе стало строительство атомного ледокола «Ленин». Подробнее о создании и использовании этого судна мы расскажем дальше в статье.

Первый ледокол в России и мире

-2

Первый ледокол в мире тоже был создан в России. В 1897 году вице-адмирал, кораблестроитель и военно-морской деятель Степан Макаров выступил с идеей строительства судна, способного передвигаться в замерзающем на несколько месяцев порту Петербурга и работать в Северном Ледовитом океане. В этом же году правительство одобрило проект.

Судно строили в английском городе Ньюкасл по уникальному проекту Макарова. В 1899 году первый в мире ледокол «Ермак» был введен в эксплуатацию и успешно прошел первые испытания в реальных условиях в Финском заливе, где местами лед достигал одного метра. После этого корабль использовался для вызволения застрявших во льдах судов, перевозки грузов и изучения Арктики. Так он проработал до 1963 года, после чего был списан, так как у страны появились усовершенствованные ледоколы новых поколений.

Как создавался первый в мире атомный ледокол «Ленин»

В начале 1950-х годов СССР остро понадобилось судно для круглогодичной навигации и сопровождения караванов на Северном морском пути, которое сможет непрерывно находиться в работать в море в течение 6–14 месяцев. Для такого продолжительного плавания было принято решение о создании корабля, работающего на ядерной энергии.

-3

Проект атомного ледокола разрабатывался в 1953–1955 годах, а строительство началось в 1956 году на судостроительном заводе в Ленинграде. В конце 1957 года корабль был спущен на воду. Следующие два года на судне возводилась ядерная энергетическая установка, после чего в 1959 «Ленин» отправился в первое плавание.

Комплектующие для атомного ледокола создавались в разных уголках СССР. Более 500 предприятий работали над проектированием и разработкой механизмов и образцов оборудования. Многие из них были новаторскими.

Например, в сутки вместо десятков тонн нефти ледокол расходовал 45 граммов ядерного горючего, которое можно уместить в спичечный коробок. Эта технология судна, как и многие другие, разрабатывалась с нуля.

Жизнь и эксплуатация атомного ледохода

-4

Ледокол зарекомендовал себя с первого выхода в море. За первые 6 лет он прошел свыше 82 тыс. морских миль. Это больше 150 тыс. километров. За этот же период он провел более 400 судов по Северному морскому пути.

Помимо навигационной деятельности, ледокол «Ленин» использовался как «атомный университет». Здесь готовились кадры для атомного флота страны и совершенствовались ядерные технологии. Все время эксплуатации корабль служил полигоном для проверки новых идей в судовой атомной энергетике.

-5

В разное время на судне бывали такие высокопоставленные люди, как премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, космонавт Юрий Гагарин, кубинский лидер Фидель Кастро, мэр Москвы Юрий Лужков и другие. Некоторые гости приезжали оценить масштабы проекта еще на этапе строительства ледокола.

Внутри корабль тоже впечатлял своим убранством. Помещения были отделаны дорогими породами дерева, а в кают-компании стоял камин. Так как «Ленин» мог находиться на воде больше года, быт моряков был продуман до мелочей. Из развлечений были оборудованный клуб, музыкальный салон с роялем, кинотеатр, библиотека, спортзал и сауна с бассейном. Также на судне имелись мастерские по ремонту обуви и одежды, парикмахерская, прачечная и камбуз с собственной хлебопекарней.

Медицинский блок был отдельной гордостью, так как ледоколу часто приходилось выполнять роль скорой помощи для терпящих бедствие моряков. Здесь было все необходимое оборудование на любой случай. За все время службы на ледоколе было проведено 176 операций разной сложности.

-6

В 1989 году «Ленин» завершил службу. А в 2009 году ледокол встал на вечную стоянку в центре Мурманска. Сегодня судно считается визитной карточкой города и является музеем, который ежегодно посещают тысячи людей.

Атомный ледокол «Ленин» прослужил 30 лет. За это время он провел 3741 судно и прошел 654 тыс. миль (1 052 510 км), 560 из которых во льдах. В 1974 году корабль был награжден орденом Ленина за вклад в обеспечение арктических перевозок и использование атомной энергии в мирных целях.

Ледоколы России сегодня

Сегодня у России самый большой флот ледоколов в мире — 41 судно, 7 из которых атомные (у других стран атомных ледоколов нет). Еще 8 ледоколов в процессе строительства. По количеству ледоколов различного типа ближе всего Канада — у нее 18 таких кораблей.

Благодаря растущим мощностям отечественного ледокольного флота Россия постепенно увеличивает грузопоток по Северному морскому пути. За 2023 год по через него прошло 2,1 млн тонн грузов — это считается историческим рекордом. В 2024 году по этому маршруту планируется провести 80 млн тонн грузов.

Ледоколы помогли России в освоении новых северных земель. Вы тоже можете внести свой вклад в развитие Арктики, если воспользуетесь программой «Гектар». По ней любой гражданин России может взять бесплатный участок земли на Дальнем Востоке и в Арктике и открыть на нем свое дело или построить дом.

Больше информации о Программе на сайте.