Недавно было установлено, что самое древнее произведение искусства было создано не менее 51200 лет назад. Это рисунок Целебесской свиньи в Индонезии.
Когда я отправил эту новость другу, он спросил "А почему это изображение сохранилось так хорошо?". И ведь действительно, мы уже не в первый раз видим такие примеры. Древнеримские дороги до сих пор лежат, акведуки - стоят.
Также ученые регулярно находят всё более древние произведения искусств. Возникает справедливый вопрос: "Неужели древние краски держались лучше, чем современные?". И ведь действительно, наскальная живопись хранится десятками тысяч лет. Лада - может облупиться за 10 лет. Неужели все дело в том, что мы разучились красить? Или на заводах работают спустя рукава?
На самом деле, все немного сложнее. Как человек, работающий в компании, которая занимается производством оборудования для промышленной покраски, попробую разобраться в этом вопросе. Поехали!
Древняя краска - самая надежная. Миф или реальность?
Из древности до нас доходят немногие покрытия и произведения искусств. Хотя бы по причине того, что многие из них просто не пережили природных катаклизмов и войн. Какие-то были разрушены по причине того, что сам материал, на который наносилась краска - был недолговечен. Поэтому лучше всего сохранились настенные и наскальные рисунки. Как пример - фрески в пирамидах Древнего Египта.
А вот так выглядят росписи на стенах города Помпеи. Тот самый, который был уничтожен в 1 веке нашей эры извержением Везувия:
Но не стенами едиными! Вот так, например, выглядит древнейшая христианская иллюстрированная рукопись:
Ну, и наконец, самая древняя картина, написанная маслом:
Глядя на многие из этих объектов искусства, мы можем прийти к мнению, что либо древние краски, либо древнее мастерство действительно сильно превосходило нынешнее. Если вам кажется, что вы уже всё поняли - потерпите! У меня есть еще интересные рассуждения.
Долговечные древние краски - миф?
На самом деле, ожидать, что всё дело в долговечности - это заблуждение. Конечно же, почти все примеры, приведенные сверху, объединяет одно обстоятельство - все они хранились в идеальных условиях. Древние наскальные рисунки сохранились в пещерах. Египетские гробницы были закрыты от ультрафиолетовых лучшей на тысячи лет. Помпеи были погребены под лавой и закрыты от кислорода, что буквально законсервировало город в прежнем виде. Картины и фрески тоже были обнаружены в пещерах.
Те произведения искусства, которые находились на поверхности, в обычных условиях - так долго без регулярных реставраций жить уже не могли. С этим, кстати, связана интересная история. Совсем недавно оказалось, что стены и скульптуры античных цивилизаций всегда были цветными.
Это повергло бы в шок художников и скульпторов эпохи Возрождения. Всегда считалось, что белый мрамор олицетворяет идеи чистоты и строгости. Но, видимо, этим идеям не следовал сам Античный мир - мы выдумали это за них.
Тем не менее, это не отменяет того, что древние краски действительно были намного долговечнее современных. Но и на это есть свои причины. Дело в том, что в отличие от органических масляных красок или синтетических современных - многие древние краски были сделаны из минералов, сажи, охры. При удачных обстоятельствах они будут сохраняться на поверхностях веками. Особенно, если сама поверхность выдержит такую проверку временем.
Дело в том, что минералы в принципе не имеют привычки выцветать. Именно поэтому так долго сохранялись фрески Древнего Египта. В пирамидах кислород все же присутствовал.
Египетский синий (также известный как купроривайт), который считается первым синтетическим красителем, был создан около 2200 г. до н.э. Он был сделан из молотого известняка, смешанного с песком и медесодержащим минералом, таким как азурит или малахит, который затем нагревали до температуры от 1470 до 1650°F. В результате получалось непрозрачное голубое стекло, которое затем нужно было измельчить и смешать с загустителями, такими как яичный белок, чтобы создать долговечную краску или глазурь.
Кстати, из Античных цивилизаций, только египтяне производили синюю краску и вообще только они имели в языке слово "синий". Достоверно известно, что слово "синий" Гомер не использовал в своих работах ни разу. Зато море он называл фиолетовым, а мёд - зелёным. Лишь с красным он "угадывал" всегда верно.
Некоторые краски Древнего мира сохранились в естественных условиях и до сегодняшних дней. Но не те, что вам бы хотелось. Сохранились, например, белые краски, так называемые "свинцовые белила".
Такие белила были невероятно стойкими и держались очень долгое время. За что их и полюбили римляне. Настолько, что ими даже посуду красили. Но, к сожалению, они не знали, что свинец чрезвычайно токсичен.
И это является одной из причин того, что сегодняшние краски держатся хуже красок прошлого.
Современные краски
В ходе развития химии оказалось, что многие надежные краски оказываются крайне ядовитыми. Свинец, ртуть, мышьяк - многие виды красок (киноварь, сурик, белила, викторианская изумрудная краска) содержали эти вещества в больших количествах. И сильно сокращали жизнь людей. Органические же краски были совершенно недолговечными и нестойкими.
Пользоваться же красками на основе минералов - экономически нецелесообразно. Да, они химически инертны (не вступают в реакции в обычных условиях), устойчивы к ультрафиолетовому излучению и кислороду. Но при этом их добыча стоит крайне дорого. Если бы мы добывали краску из минералов, как раньше, мы бы, во-первых, просто истощили эти источники очень быстро, а во-вторых, это стало бы безумно невыгодно. До самого нового времени синий цвет был дороже золота. И сейчас было бы то же самое.
Все это привело к тому, что появилась необходимость создавать доступные синтетические безопасные краски. Поэтому к концу 20 века мы пришли к золотой середине между доступностью, внешним видом и долговечностью.
Кроме этого сильно скакнула вперед технология нанесения краски. На продвинутом производстве на поверхности окрашиваемой поверхности обязательно создается хорошая адгезия - шероховатость - чтобы краска лучше "цеплялась" за поверхность. Наносится грунтовка, несколько слоев краски, а сверху - лаки.
Всё это позволяет сохранить долговечность покрытия, причем зачастую - в экстремальных условиях. Благодаря этому техника может работать на износ годами, а храниться - десятилетиями.
О том, как красят технику для того, чтобы она пережила тысячу лет, можно узнать на нашем Youtube-канале. Там мы рассказываем о нашей продукции, с помощью которой окраску и наносят:
Подпишитесь на наш канал, если вам было интересно! Напишите в комментариях, если вам известны другие примеры сохранившихся древних красок. Даже если это машина вашего деда!
Продолжение читайте тут:
https://dzen.ru/a/Zq-DuCojSmFNcwcK