Найти тему

Почему древние краски держатся тысячелетиями, а современные - нет?

Оглавление

Недавно было установлено, что самое древнее произведение искусства было создано не менее 51200 лет назад. Это рисунок Целебесской свиньи в Индонезии.

Когда я отправил эту новость другу, он спросил "А почему это изображение сохранилось так хорошо?". И ведь действительно, мы уже не в первый раз видим такие примеры. Древнеримские дороги до сих пор лежат, акведуки - стоят.

Построенная в Древнем Риме дорога, которая до сих пор сохранилась в Алжире. В моем городе так выглядят дороги древностью в два года.
Построенная в Древнем Риме дорога, которая до сих пор сохранилась в Алжире. В моем городе так выглядят дороги древностью в два года.

Также ученые регулярно находят всё более древние произведения искусств. Возникает справедливый вопрос: "Неужели древние краски держались лучше, чем современные?". И ведь действительно, наскальная живопись хранится десятками тысяч лет. Лада - может облупиться за 10 лет. Неужели все дело в том, что мы разучились красить? Или на заводах работают спустя рукава?

На самом деле, все немного сложнее. Как человек, работающий в компании, которая занимается производством оборудования для промышленной покраски, попробую разобраться в этом вопросе. Поехали!

Древняя краска - самая надежная. Миф или реальность?

Из древности до нас доходят немногие покрытия и произведения искусств. Хотя бы по причине того, что многие из них просто не пережили природных катаклизмов и войн. Какие-то были разрушены по причине того, что сам материал, на который наносилась краска - был недолговечен. Поэтому лучше всего сохранились настенные и наскальные рисунки. Как пример - фрески в пирамидах Древнего Египта.

А вот так выглядят росписи на стенах города Помпеи. Тот самый, который был уничтожен в 1 веке нашей эры извержением Везувия:

Но не стенами едиными! Вот так, например, выглядит древнейшая христианская иллюстрированная рукопись:

Книга датируется 330-650 годами нашей эры. Краски до сих пор сохранены! А вот с пергаментом все уже похуже.
Книга датируется 330-650 годами нашей эры. Краски до сих пор сохранены! А вот с пергаментом все уже похуже.

Ну, и наконец, самая древняя картина, написанная маслом:

7 век н.э, изображение Будды. Картина была найдена в пещерном монастыре на территории Афганистана.
7 век н.э, изображение Будды. Картина была найдена в пещерном монастыре на территории Афганистана.

Глядя на многие из этих объектов искусства, мы можем прийти к мнению, что либо древние краски, либо древнее мастерство действительно сильно превосходило нынешнее. Если вам кажется, что вы уже всё поняли - потерпите! У меня есть еще интересные рассуждения.

Долговечные древние краски - миф?

На самом деле, ожидать, что всё дело в долговечности - это заблуждение. Конечно же, почти все примеры, приведенные сверху, объединяет одно обстоятельство - все они хранились в идеальных условиях. Древние наскальные рисунки сохранились в пещерах. Египетские гробницы были закрыты от ультрафиолетовых лучшей на тысячи лет. Помпеи были погребены под лавой и закрыты от кислорода, что буквально законсервировало город в прежнем виде. Картины и фрески тоже были обнаружены в пещерах.

Те произведения искусства, которые находились на поверхности, в обычных условиях - так долго без регулярных реставраций жить уже не могли. С этим, кстати, связана интересная история. Совсем недавно оказалось, что стены и скульптуры античных цивилизаций всегда были цветными.

Это повергло бы в шок художников и скульпторов эпохи Возрождения. Всегда считалось, что белый мрамор олицетворяет идеи чистоты и строгости. Но, видимо, этим идеям не следовал сам Античный мир - мы выдумали это за них.

Тем не менее, это не отменяет того, что древние краски действительно были намного долговечнее современных. Но и на это есть свои причины. Дело в том, что в отличие от органических масляных красок или синтетических современных - многие древние краски были сделаны из минералов, сажи, охры. При удачных обстоятельствах они будут сохраняться на поверхностях веками. Особенно, если сама поверхность выдержит такую проверку временем.

Лазурит, из которого делали синие оттенки, который также называли “ляпис-лазурь” в древнее время добывался только в Афганистане. Оттуда он поступал на рынки Китая, Египта, Греции, а позже - и Древнего Рима
Лазурит, из которого делали синие оттенки, который также называли “ляпис-лазурь” в древнее время добывался только в Афганистане. Оттуда он поступал на рынки Китая, Египта, Греции, а позже - и Древнего Рима

Дело в том, что минералы в принципе не имеют привычки выцветать. Именно поэтому так долго сохранялись фрески Древнего Египта. В пирамидах кислород все же присутствовал.

Египетский синий (также известный как купроривайт), который считается первым синтетическим красителем, был создан около 2200 г. до н.э. Он был сделан из молотого известняка, смешанного с песком и медесодержащим минералом, таким как азурит или малахит, который затем нагревали до температуры от 1470 до 1650°F. В результате получалось непрозрачное голубое стекло, которое затем нужно было измельчить и смешать с загустителями, такими как яичный белок, чтобы создать долговечную краску или глазурь.

Кстати, из Античных цивилизаций, только египтяне производили синюю краску и вообще только они имели в языке слово "синий". Достоверно известно, что слово "синий" Гомер не использовал в своих работах ни разу. Зато море он называл фиолетовым, а мёд - зелёным. Лишь с красным он "угадывал" всегда верно.

Некоторые краски Древнего мира сохранились в естественных условиях и до сегодняшних дней. Но не те, что вам бы хотелось. Сохранились, например, белые краски, так называемые "свинцовые белила".

Свинцовые белила также идеально ложились на холст художников эпохи Возрождения. Однако, именно в этот период появилось поверье, что художники “не от мира сего”.
Свинцовые белила также идеально ложились на холст художников эпохи Возрождения. Однако, именно в этот период появилось поверье, что художники “не от мира сего”.

Такие белила были невероятно стойкими и держались очень долгое время. За что их и полюбили римляне. Настолько, что ими даже посуду красили. Но, к сожалению, они не знали, что свинец чрезвычайно токсичен.

В позднем Риме даже водопровод делали из свинца. Есть исследования, которые выдвигают теорию о том, что именно свинец стал одной из причин кризиса и падения Римской Империи - можете погуглить.
В позднем Риме даже водопровод делали из свинца. Есть исследования, которые выдвигают теорию о том, что именно свинец стал одной из причин кризиса и падения Римской Империи - можете погуглить.

И это является одной из причин того, что сегодняшние краски держатся хуже красок прошлого.

Современные краски

В ходе развития химии оказалось, что многие надежные краски оказываются крайне ядовитыми. Свинец, ртуть, мышьяк - многие виды красок (киноварь, сурик, белила, викторианская изумрудная краска) содержали эти вещества в больших количествах. И сильно сокращали жизнь людей. Органические же краски были совершенно недолговечными и нестойкими.

"Зелень Шееле", изумрудная краска, изобретенная в 18 веке. Из-за красоты и долговечности ею было окрашено не менее 20% текстиля 19 века. Позже выяснилось, что мышьяк, который содержался в ней - ядовит.
"Зелень Шееле", изумрудная краска, изобретенная в 18 веке. Из-за красоты и долговечности ею было окрашено не менее 20% текстиля 19 века. Позже выяснилось, что мышьяк, который содержался в ней - ядовит.

Пользоваться же красками на основе минералов - экономически нецелесообразно. Да, они химически инертны (не вступают в реакции в обычных условиях), устойчивы к ультрафиолетовому излучению и кислороду. Но при этом их добыча стоит крайне дорого. Если бы мы добывали краску из минералов, как раньше, мы бы, во-первых, просто истощили эти источники очень быстро, а во-вторых, это стало бы безумно невыгодно. До самого нового времени синий цвет был дороже золота. И сейчас было бы то же самое.

Мастер барокко Ян Вермеер, написавший «Девушку с жемчужной сережкой», так любил этот цвет, что загнал свою семью в долги.
Мастер барокко Ян Вермеер, написавший «Девушку с жемчужной сережкой», так любил этот цвет, что загнал свою семью в долги.

Все это привело к тому, что появилась необходимость создавать доступные синтетические безопасные краски. Поэтому к концу 20 века мы пришли к золотой середине между доступностью, внешним видом и долговечностью.

Кроме этого сильно скакнула вперед технология нанесения краски. На продвинутом производстве на поверхности окрашиваемой поверхности обязательно создается хорошая адгезия - шероховатость - чтобы краска лучше "цеплялась" за поверхность. Наносится грунтовка, несколько слоев краски, а сверху - лаки.

Всё это позволяет сохранить долговечность покрытия, причем зачастую - в экстремальных условиях. Благодаря этому техника может работать на износ годами, а храниться - десятилетиями.

О том, как красят технику для того, чтобы она пережила тысячу лет, можно узнать на нашем Youtube-канале. Там мы рассказываем о нашей продукции, с помощью которой окраску и наносят:

Подпишитесь на наш канал, если вам было интересно! Напишите в комментариях, если вам известны другие примеры сохранившихся древних красок. Даже если это машина вашего деда!

Продолжение читайте тут:
https://dzen.ru/a/Zq-DuCojSmFNcwcK