Найти в Дзене

Древнеримские граффити. Что писали вандалы в разные эпохи и как эта проблема решилась?

Оглавление

В прошлом материале мы говорили о том, насколько крепко иногда держатся древние краски. В первую очередь речь шла о расписных стенах вилл и особняков, гробницах и храмах.

Расписанные стены, сохранившиеся в городе Помпеи после извержения вулкана Везувия в 1 веке
Расписанные стены, сохранившиеся в городе Помпеи после извержения вулкана Везувия в 1 веке

В связи с этим может показаться, что сегодня мы низко пали. Даже я сам приводил примеры наших подъездов, уличных стен и гетто в разных странах. В такие моменты можно подумать: "вот раньше было время! А сейчас без слёз не взглянешь".

Уж римляне то наверняка не писали на стенах слов из трёх букв! (Я про Цоя если что)
Уж римляне то наверняка не писали на стенах слов из трёх букв! (Я про Цоя если что)

Но на самом деле это не совсем правда. Расписывать стены всеми возможными "тегами", фразами, объявлениями и изображениями люди стали задолго до изобретения маркеров и баллончиков с краской. Даже в Древнем Риме были граффити! Но не совсем такие, что и сейчас. Давайте чуть подробнее познакомимся с тем, как появилось граффити и как покрасочная промышленность с ними справилась.

Вандалы до вандалов?

Удивительно, но не только сценами из мифов в Древнем Риме расписывали стены Помпей! Зачастую это были вот такие "произведения искусства":

Данное "дипинти" является предвыборной агитацией, рекламирующей одного из кандидатов.
Данное "дипинти" является предвыборной агитацией, рекламирующей одного из кандидатов.
Вообще, слово "граффити" придумано вовсе не для обозначения современной стрит-арт культуры, как может показаться. Изначально оно использовалось учёными для обозначения древних надписей на стенах. И конкретно "граффити" - означает нацарапывание слов и изображений. А для написанного с помощью краски используется другой термин - "дипинти".
Древние римляне очень часто изображали на стенах сюжеты из гладиаторских боёв. Как и на этом "граффити".
Древние римляне очень часто изображали на стенах сюжеты из гладиаторских боёв. Как и на этом "граффити".

Вандалить на городских стенах не считалось чем-то маргинальным в Риме. И не только потому, что сами вандалы еще не успели разграбить Рим. Дело в том, что количество этих надписей и изображений было настолько велико, что можно предположить, что это было просто одной из форм письма, рекламы и объявлений.

Более того, было допустимо расписывать не только фасад зданий, но и внутренние стены домов. Некоторые из них специально предназначались для граффити! Такие белые стены назывались "альбумы" - их покрывали белой известью, чтобы писать было проще. И "нацарапать" на них можно было всё что угодно. Честно говоря, больше всего такие стены похожи на те самые стены, что нам снёс Дуров. Просто посмотрите на это:

Сохранившееся "граффити" в Помпеях. На нём изображен лабиринт, который можно пройти от скуки.
Сохранившееся "граффити" в Помпеях. На нём изображен лабиринт, который можно пройти от скуки.

Часто они использовались просто для того чтобы передать привет или сообщить какой-то слух. Словно читаешь чей-то "Твиттер". Вот некоторые надписи:

«Реститута, сними, пожалуйста, свою тунику и покажи нам свои интимные места».
«Маркус любит Спендузу».
«Мы, двое богатых мужчин, друзья навеки, были здесь. Если хотите знать наши имена, мы Гай и Авл»
«Я Лесбианус. Я сейчас испражняюсь и передаю вам привет».
Репродукция надписи на одной из стен. Она гласит: miximus in lecto, fateor, peccavimus. hospes, / si dices quare, nulla matella fuit. Если захотите узнать значение - просто загуглите.
Репродукция надписи на одной из стен. Она гласит: miximus in lecto, fateor, peccavimus. hospes, / si dices quare, nulla matella fuit. Если захотите узнать значение - просто загуглите.

Когда места не оставалось - стену чистили и снова покрывали известью. Часто "альбумы" служили для рекламы или политической агитации. Извержение Везувия стало трагедией для Помпей, но также благодаря извержению стены "законсервировались" и дошли до нашего времени в почти что исходном состоянии. Так нам удалось узнать, что извержение произошло как раз в разгар предвыборной компании на муниципальные и судебные должности.

-7

По этой причине жильцы некоторых домов, недовольные тем, что их стены становятся "альбумом" для политической агитации, писали:

"Горе тому кандидату, имя которого будет написано на этой стене. Пусть он провалится на выборах."

Как борются с граффити сейчас?

Несмотря на то, что современное граффити все же можно считать искусством (одно из его направлений - стрит-арт), в большинстве своем "теги" и рисунки только портят фасады стен. Поэтому промышленности пришлось придумать ответ в виде антивандальных покрытий.

-8

Это могут быть самые разные покрытия. В основном их делают из восковых смол, парафина. Благодаря этому покрытие легко "смыть" сразу вместе с граффити, а также по этой причине на него тяжело клеить стикеры и объявления.

Антиграффити покрытия также используются для арт-объектов. Например, ими покрыты оставшиеся в целостности части Берлинской стены. Это сделано для того...чтобы защитить другие граффити.
Антиграффити покрытия также используются для арт-объектов. Например, ими покрыты оставшиеся в целостности части Берлинской стены. Это сделано для того...чтобы защитить другие граффити.

Таким образом удаётся спасти от вандалов многие объекты, несущие культурную и историческую ценность. Кстати, если вам интересно узнать о других интересных покрытиях и оборудовании для их нанесения - можно почитать другие статьи на нашем канале. А если вам больше интересна культура, обязательно посмотрите наше видео о том, как красят декорации в Большом Театре!

Может, вы знаете другие способы борьбы с вандализмом, лучше чем антиграффити? Тогда подписывайтесь и оставляйте комментарии с вашими доводами. Пока-пока!