Для детей, которые освоили пока всего-то сотни три иероглифов. Однако "сегодня - дети, завтра - народ", и они просто обязаны воспитываться в русле традиции. Конфуцианской? Социалистической? А они, по мнению китайцев, абсолютно совместимы.
Разговор о специфичности, необычности китайской сказки, о разительном отличии китайского сознания от европейского (именно на примере сказок) был начат несколько дней назад, и читатели усомнились: "Вот прям все китайцы такие созерцательные и природно-ориентированные?!"
Да кто ж их знает? Народ состоит из отдельных людей, а люди все разные. Но ведь и у нас воспитатели уже договорились до того, что "хорошие мальчики не дерутся", а фольклор-то не изменился. Читаем детям про богатырей, которые как взмахнут мечом - улица врагов поляжет, как отмахнутся - переулочек.
Так и здесь - культивируют то, что считают образцовым.
И это отнюдь не "ми-ми-ми" про говорящего медвежонка. Дети должны знать о том, что зверь счастлив в лесу, а для этого леса не должны уничтожаться.
И если зверь вышел к людям, поводов для радости мало: он ищет помощи! Или семья погибла, или болен, или вконец оголодал...
Мишку подкормили, но чтобы помочь по-настоящему, здесь нужен врач.
Конечно, когда мишка поправился, он стал совсем ручным, любимцем детей. Играть с ними научился, и даже ... смотреть кино.
И всё же, даже детям ясно: тоскует он по лесу. И родители говорят: надо вернуть. Панда - гордость Китая, один из его символов. Не должны медведи исчезнуть.
Провожали мохнатого друга всей деревней.
Вот такая книжка - картинка современных китайских авторов. Как и много веков назад: внимание и любовь к природе.
Понять бы ещё, как это совмещается с практикой поедания всего, что только способно двигаться? Сами китайцы уверяют, что "нет плохих продуктов - есть плохой повар", и вообще "из летающих мы не едим только самолёты, из плавающих - только корабли, из ползающих - только поезда". А кошек, собак и дождевых червей - за милую душу.
Но предположить, что восточная сказка бесконфликтна?! Есть и конфликты, даже и социальные, и авантюризм, и философская составляющая.
(продолжение следует)