Для меня Феодосия - почти родной город. И все эти впитанные с детства рассказы о Кафинском рынке рабов, об ужасах и трагедиях навсегда остались в моей голове.
Поэтому сегодня я хочу поговорить о совсем небольшом эпизоде из книги "Великий стол" Дмитрия Балашова. Об истории Проськи, Опросиньи, сестры главного героя, угнанной в Орду и прожившей свою жизнь как рабыня.
Каждая книга Балашова - целый мир. В романе "Великий стол" читатель увидит громадную, величественную фигуру Михаила Святого, увидит и его подлого соперника Юрия, и ужаснется, и заскрежещет зубами от злости и отчаянья. Но я специально не хочу сегодня касаться ни образа митрополита Петра, ни образа Калиты, ни других сюжетных линий.
Тем роман и хорош. Каждый найдет в нем своё:
Итак, пленение Руси монголами, татарские нашествия, разорение городов, бесконечные убийства и РАБСТВО.
О том, что Опросинья попала в плен мы узнаем еще в первой книге "Младший сын". Мы ничего не ведаем о её судьбе, а видим только поиски брата и горе матери. И мы слышим песню:
Ты, баю, баю, мое дитятко,
Ты, баю, баю, мое милое!
Ты по батюшке зол татарчоночек,
А по матушке ты русеночек,
А и мне, старой, ты внучоночек.
Как твоя-то мать мне родная дочь,
Семи лет она во полон взята.
Как у ней-то есть приметочка:
На белой груди что копеечка.
И бежит, шумит, по сеням гремит,
Дочка к матери повалилася,
Повалилася во резвы ноги:
– Государыня, моя матушка!
Уж и что ж ты мне не сказалася,
Ты прости меня во первой вины,
Ты бери, бери злата-серебра,
Ты бери, бери шубу куньюю,
Ты бери коня самолучшего,
Ты беги, беги на Святую Русь!
– Не поеду я на Святую Русь!
Я с тобой, дитя, не расстануся…
Тут не забудем, что Дмитрий Балашов филолог и фольклорист, автор книг:
- Русская народная баллада
- История развития жанра русской баллады
- Русские свадебные песни Терского берега Белого моря
- Как собирать фольклор
- О родовой и видовой систематизации фольклора
Вот откуда богатство его языка, вот откуда правдивость!
"Ты по батюшке зол татарчоночек, А по матушке ты русеночек..." - это начало. Начало слияния культур и цивилизаций, народов и семей.
Из ужаса и страха, из бед и отчаянья русский народ сумел выйти победителем, вобрав в себя Великую Степь, став с ней единым организмом.
И мне, человеку, живущему в регионе, где 14,2% населения - крымские татары, было очень интересно следить, как из книги в книгу Балашов мастерски рисует это единение, начавшееся еще задолго до нашествия Батыя на Русь.
Да, есть развалины Кафы, и есть Анна Ахматова, Алексей Ермолов, Николай Карамзин, Борис Годунов, чьи предки вышли из Орды. И еще есть мой коллега Нариман Сергеевич Алёшин, чья мама - крымская татарка, а отец - русский.