Планы и юго-восток страны
После ноябрьских боев под Лондоном главные силы противников разошлись по углам ринга. Граф Эссекс с армией парламента засел в Виндзоре. Карл I комфортно обосновался в Оксфорде.
Студенческие занятия пришлось прекратить, поскольку король и его приближенные заняли здания колледжей. Сам Карл I разместился в колледже Крайст-Черч. Принцу Рупрехту достался колледж Сент-Джонс. В других колледжах разместились арсенал, Королевский совет и прочие.
Карл I принялся рассылать войска и инструкции на места. Глобальный план роялистов сводился к нескольким пунктам:
- Во-первых, обеспечить себе прочный тыл.
- Во-вторых, овладеть как можно большими территориями.
- В-третьих, установить контроль над ключевыми портами: Плимут, Бристоль, Халл.
- В-четвертых, начать комбинированное наступление на Лондон с севера, запада и из Оксфорда.
Что ж, его величество совершенно правильно начал готовиться к длительной войне. Раз уж не смог покончить с мятежом одним ударом.
А вот парламент терял время. В столице в целом и в парламенте в частности велика была доля желающих скорейшего мирного урегулирования. Парламент больше работал над мирными предложениями королю, а не над установлением контроля над графствами.
Единственно, где парламент господствовал безусловно – юго-восток страны. В частности, здесь:
- 1 декабря 1642 года парламентские войска штурмом овладели замком Фарнхем.
- В первую неделю декабря в сражении при Мастер-Грин был разгромлен отряд роялистов, продвигавшихся в Сассексе.
- После пятидневной осады 22-27 декабря 1642 года парламентским войскам удалось завладеть Чичестером.
Военные действия на севере
На западе и севере страны дела у парламента шли гораздо хуже. На севере действовали отряды роялистов под командой лорда Ньюкасла. До 1644 года это был один из главных генералов короля, а потому имеет смысл сказать о нем пару слов.
Уильям Кавендиш, герцог Ньюкасл родился в 1593 году. Большое состояние позволяло Кавендишу ссуживать короля деньгами. За что он получал высокие назначения (губернатор, тайный советник). Во время Епископских войн, Кавендиш одолжил королю 10 тысяч фунтов.
С началом войны лорд Ньюкасл получил от короля полномочия на командование силами четырех северных графств. Назначение состоялось в том числе еще и потому, что Ньюкасл был готов платить войскам из своего кармана. И вот в ноябре 1642 года Кавендиш повел свои отряды на выручку осажденному Йорку.
1 декабря 1642 года состоялось сражение при Пирсбридже. 6 тысяч роялистов Ньюкасла встретили сопротивление приблизительно 600 человек под командованием капитана Джона Хотэма, занявшим мост.
Несмотря на подавляющее численное превосходство роялистов, бой затянулся на 3 часа. Тем не менее его исход был предрешен. Ньюкасл овладел переправой и ввел свои войска в Йоркшир. Войска парламента начали отступать, сняв осаду с Йорка.
До конца января 1643 года Ньюкасл очистил территорию на юг до Ньюарка-на-Тренте. Занятая им база позволила высадиться на севере королеве Генриетте Марии. Она привезла с собой с материка средства и людей.
Вскоре «Ее Величество Генералиссимус», как величала себя королева, добралась до Йорка. Здесь быстро сформировалась армия для движения на юг. Общая ее численность достигала 5 тысяч человек при 10 орудиях. Неплохое подкрепление для мужа-короля.
Военные действия на западе
На западе оплотом роялистов являлся Корнуолл. Для связи с ним король двинул из Оксфорда корпус под командой принца Рупрехта. Ключевым городом в этом направлении являлся Мальборо. Роялисты смогли выбить отсюда сторонников парламента и закрепить за собой контроль над коммуникацией.
Тем временем отряды парламентариев из Девоншира вторглись в Корнуолл. Однако местное ополчение быстро пресекло эту неуверенную попытку. И даже перенесло боевые действия из Корнуолла в Девоншир.
Для того, чтобы не потерять оставшуюся часть западных графств и главный порт побережья Бристоль, парламентарии пожертвовали Уэльсом, выведя оттуда армию и бросив ее против корнуоллского ополчения.
19 января 1643 года состоялось сражение при Брэддок-Дауне. 5 тысяч роялистов Хоптона сошлись с 4 тысячами парламентариев Рутвена. У Рутвена было больше кавалерии, но у Хоптона было больше пехоты, а также две легкие пушки.
Решив атаковать, Хоптон приказал своей пехоте наступать. Обороняющиеся парламентарии, набранные из недавно собранных и неопытных сил, произвели всего один залп по корнуоллцам, в результате чего пострадали только два роялиста. После этого парламентское воинство развернулось и обратилось в бегство.
В общей сложности 1500 парламентариев были взяты в плен и еще 200 убиты при ничтожных потерях со стороны роялистов. Корнуолл прочно закрепился за королем.
Первый раунд борьбы явно выигрывали роялисты.
Кромвель зимой 1642/1643 годов
А что же наш Оливер Кромвель? Он начал формировать свой собственный кавалерийский полк. Причем на совершенно новых принципах.
Прежде всего этот искренне верующий индепендент сделал ставку на высокие моральные качества солдат. В полк принимались только верующие пуритане, люди высокого духа. Пусть их будет меньше, зато на них можно положиться.
«Какой бы враг ни стоял передо мною, будь то сам король, я застрелю его, как любого другого. Если совесть запрещает вам сделать то же самое, идите куда-нибудь еще».
Эти солдаты должны идти в бой не за деньги, а за веру в дело парламента и конечно в своего Бога. Дисциплина заводилась самая строгая. За ругань – штраф. За пьянство – в колодки. Из газеты 1643 года:
«Что до Кромвеля, то он имеет 2000 храбрых и хорошо дисциплинированных воинов. Если кто из них побожится — платит штраф в 12 пенсов; если напьется, его сажают в колодки или еще того хуже; если один назовет другого „круглоголовым“, его увольняют со службы; так что в тех местах, куда они приходят, все от них в восторге и присоединяются к ним. Какое было бы счастье, если бы все наши силы были так же дисциплинированны».
К январю 1643 года отряд был набран, и парламент пожаловал Кромвелю чин полковника. Полковник продолжает усиленно заниматься со своими солдатами. Надо ведь понимать, что он сам учился, поскольку не имел никакого боевого опыта.
Еще одно важное новшество: младшими командирами, офицерами Кромвель назначает отнюдь не родовитых дворян, а выходцев из мужиков. К весне 1643 года за Кромвелем шел грозный и спаянный отряд до 2 тысяч кавалеристов.
Продолжение:
--------