Марш на Лондон
Объявить себя победителем не значит быть им. Карл I заявил о своей победе в сражении при Эджхилл 23 октября 1642 года. Не вопрос – армия парламента действительно отступила. Но что дала эта победа королю?
Принц Рупрехт и другие приближенные советовали Карлу немедленно начать наступление на Лондон. Пожалуй, имей король достаточные силы, это было бы единственное разумное решение.
После сражения при Эджхилл его армия насчитывала едва 12 тысяч. Брать с этими силами город с 200-тысячным населением? Да еще имея за спиной равную по численности армию парламента? Опрометчиво и самонадеянно.
Тем не менее Карл I всё-таки начал движение в сторону Лондона. 29 октября его войска вошли в роялистски настроенный Оксфорд. Основные силы задержались здесь для отдыха. С отдельным корпусом вниз по Темзе бросился лишь нетерпеливый принц Рупрехт.
Лихой кавалерийский командир намеревался наделать шороху, захватить какой-нибудь значимый объект. Например, Виндзор. Однако в это самое время Карл затеял переговоры с парламентом и отозвал принца.
Переговоры сейчас ни к чему привести не могли, и 11 ноября король передвинул все силы армии поближе к столице. Необязательно для штурма города. Возможно лишь для того, чтобы воздействовать угрозой на колеблющихся парламентариев.
Двухнедельные колебания стоили королю утраты надежд на быструю победу. За этом время к Лондону подошла армия графа Эссекса. Граф занял крепкими отрядами все угрожаемые направления и приготовился оборонять Лондон.
Сражение при Брентфорде
Один отряд из двух полков парламентских войск (около 1300 человек) заняла мост через приток Темзы в городке Брентфорд (13 км от Лондона). Рано утром 12 ноября около переправы появился принц Рупрехт с 4 тысячами солдат.
В основном у принца была конница и драгуны. Плюс немного пехоты. Не самый оптимальный расклад для боя на баррикадах в узких улочках. Тем не менее роялисты отважно бросились в атаку.
Схватка на западной стороне притока Темзы поначалу шла не в пользу Рупрехта. Его кавалеристы не смогли взять баррикады обороняющихся. Тогда принц ввел в дело свой пехотный полк. Тот смог сломить сопротивление противника. Парламентские войска отошли за мост.
Роялисты продолжили наступление, но лишь к вечеру смогли полностью очистить Брентфорд от парламентских войск. При этом Рупрехт захватил до 500 пленных и 15 орудий.
Однако победа принесли роялистам больше вреда, чем пользы. Сорвавшиеся с цепи победители так основательно разграбили городок, что до смерти перепугали лондонцев. Те массово стали вступать в отряды городской самообороны, усиливая армию графа Эссекса.
13 ноября Эссекс с 24 тысячами человек выдвинулся из Лондона к деревушке Тернем-Грин. Здесь произошло сражение, ничтожное по масштабу действий и значительное по последствиям.
Сражение при Тернем-Грин
Армия короля, воспользовавшись захватом моста в Брентфорде, двигалась к Лондону. При монархе находились все его силы – около 13 тысяч человек. Она заметно уступала армии парламента в численности, но не в качестве. В армии Эссекса была велика доля необученных лондонцев.
Два армии выстроились в линии друг против друга близ деревушки Тернем-Грин, в 10 км от Лондона (ныне это поле уже в городской черте). Несмотря на то, что линии Эссекса были длиннее королевских, невооруженным глазом была заметна качественная слабость армии парламента. И в принципе атаковать ее более крепкой по составу армией короля было возможно.
Тем не менее Карл I не решился на атаку. Дело ограничилось артиллерийской перестрелкой. Каждая из сторон потеряла приблизительно по 50 человек. На том и разошлись.
Историки отмечают сходство столкновения при Тернем-Грин со сражением при Вальми периода Революционных войн Франции. Та же нерешительная перестрелка, отказ нападающей стороны от атаки и фактически коренной перелом в кампании.
Как вы догадываетесь, сторонником атаки был принц Рупрехт. Но он не сумел воздействовать на нерешительного короля. Карл I приказал отводить войска вверх по Темзе.
Мог король тогда взять Лондон или не мог – вопрос спорный. Но никогда больше Карл I не будет стоять так близко к столице. Никогда больше ему не выпадет такого шанса.
В армии парламента также имелись горячие головы, призывавшие к преследованию роялистов. Однако граф Эссекс отказался от наступления. Думается, он был прав. Одно дело стоять с толпой горожан на месте и создавать видимость большой армии. Совсем другое – пытаться с ней маневрировать в поле под огнем неприятеля.
Граф Эссекс так и остался стоять у Лондона, расположив свою штаб-квартиру в Виндзоре (к западу от города). Король обустраивался в Оксфорде.
Стало понятно, что война – это всерьез и надолго. Обе стороны принялись изыскивать средства на армию. Парламент санкционировал новые налоги. Король искал помощи извне. В частности, его супруга в это время находилась при дворе своего брата Людовика XIII.
Правда, получить прямо сейчас действенную помощь из Парижа не представлялось возможным. Там как раз проходила смена власти. В декабре 1642 года скончался кардинал Ришелье, а в мае 1643 года умер Людовик XIII. Принявшему пост первого министра кардиналу Мазарини хватало проблем при дворе и тяжелой войны с Империей и Испанией.
Активные боевые действия зимы 1642/1643 годов от Лондона переместились на периферию. В графствах началась борьба роялистов и сторонников парламента.
Продолжение:
--------
Все материалы серии "Кромвель против короля":